Конфликт на КВЖД
Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге / Ход и итоги
Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), известный также как Дальневосточный конфликт, стал одним из ключевых эпизодов в советско-китайских отношениях в первой половине XX века. Это военно-политическое противостояние, развернувшееся в 1929 году, было вызвано борьбой за контроль над стратегически важной транспортной артерией, соединяющей Россию, Маньчжурию и Китай.
Военные действия в районе КВЖД в 1929 году
Предыстория конфликта
Китайско-Восточная железная дорога была построена в конце XIX – начале XX века Российской империей в рамках её экспансионистской политики на Дальнем Востоке. Магистраль, проходя через территорию Маньчжурии, существенно сокращала путь из центральной России на Тихоокеанское побережье и играла важную роль в экономике и обороне региона. После Русско-японской войны 1904–1905 годов южный участок КВЖД, известный как Южно-Маньчжурская железная дорога, перешёл под контроль Японии, что лишь усилило её значение для России.
После Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны в России контроль над КВЖД стал одним из ключевых вопросов в отношениях между Советским Союзом и Китаем. В 1924 году стороны подписали Пекинское соглашение, согласно которому КВЖД признавалась совместным советско-китайским предприятием.
Однако уже в середине 1920-х годов ситуация начала обостряться. Китай переживал период политической нестабильности: гражданская война между Гоминьданом и коммунистами, региональные сепаратистские движения и давление иностранных держав (Японии, США и Великобритании) создавали хаос внутри страны.
Маньчжурия, находившаяся под контролем генерала Чжан Сюэляна, стала ареной борьбы за влияние.
Чжан стремился к полной национализации КВЖД, что противоречило советско-китайским соглашениям. С 1925 года китайские власти начали систематически нарушать договорённости: арестовывать советских граждан, конфисковывать имущество и провоцировать пограничные конфликты.
Начало конфликта
Кульминацией напряжённости стал захват КВЖД китайскими войсками 10 июля 1929 года. Под предлогом защиты национальных интересов Чжан Сюэлян приказал арестовать сотни советских граждан, закрыть советские учреждения и фактически установить полный контроль над железной дорогой. Советский Союз неоднократно выражал протесты, однако китайские власти игнорировали их. Более того, начались обстрелы советских пограничных застав, что создало угрозу для безопасности Дальнего Востока.
17 июля 1929 года СССР отозвал своих дипломатических представителей из Китая, а 20 августа официально разорвал дипломатические отношения. Китайская сторона рассчитывала не только удержать КВЖД, но и изолировать советский Дальний Восток, перерезав Транссибирскую магистраль.
Военные действия
Китайцы первым делом 11 кораблями Цзилинь-Хэйлунцзянской охранной флотилии заблокировали приток Амура - Сунгари. Против них сразу выдвинулись силы советской Дальневосточной Амурской флотилии, вооруженные 120 и 150 мм орудиями. Самым мощным кораблем у китайцев был речной крейсер "Цзянхэн", у которого была только одна 120-мм пушка.
Поэтому, советские корабли быстро очистили реку от китайцев. Советские мониторы (арткорабли) обстреливали китайские погранпосты, и высаживали небольшие десанты во время погони за вторгшимися бандформированиями.
Советское правительство, осознавая стратегическую важность КВЖД, приняло решение о применении силы. Для проведения военной операцииКонстантиновича 6 августа 1929 года была сформирована Особая Дальневосточная армия под командованием Василия Блюхера.
На должность командующего рассматривалась и кандидатура и Н.В.Куйбышева.
Николай Владимирович Куйбышев (родился 13 [25] декабря 1893 года, Кокчетав, Акмолинская область, Степное генерал-губернаторство, Российская империя — казнён 1 августа 1938 года, «Коммунарка», Московская область, РСФСР, СССР) — советский военачальник, брат члена Политбюро ЦК ВКП(б) В. В. Куйбышева, комкор (1936)
В состав армии вошли опытные бойцы и новейшая техника, включая бронепоезда, авиацию и артиллерию.
Боевые действия на суше начались в сентябре 1929 года в Приморье, у города Саньчакоу. Советские кавалерийские эскадроны вторгались вглубь китайской территории. Освобождали узников китайских тюрем (даже уголовников). То же самое делали союзные китайцам белогвардейцы, обстреливая и вторгаясь на советскую территорию.
2 октября советские силы в количестве стрелкового батальона вторглись на китайскую территорию. Но были отбиты пулемётным огнём. Это событие воодушевило китайцев.
Учитывая это, Блюхер назначил командиром 18-го стрелкового корпуса в Забайкалье опытного командира Степана Сергеевича Вострецова.
Степан Сергеевич Вострецов (17 [29] декабря 1883, Вострецово, Уфимская губерния — 3 мая 1932, Новочеркасск, Северо-Кавказский край) — советский военачальник, участник Первой мировой и Гражданской войн, большевик
Операция началась в октябре 1929 года и проходила в несколько этапов. Советские войска нанесли серию ударов по китайским позициям, используя тактику молниеносных атак. Ключевыми сражениями стали бои на реке Сунгари, в районе городов Хайлар и Харбин. Советская армия продемонстрировала превосходство в организации, оснащении и тактике, что позволило ей добиться решительных успехов.
12 октября проведена Лахасуская десантная операция. 14 советских кораблей (в том числе один речной авианосец) подавили китайские береговые артиллерии. Советска авиация нанесла удар по остаточным китайским кораблям. Те отошли вверх по Сунгари. Затем высажен десант, который полностью уничтожил китайский батальон морской пехоты (200 убитых и 98 пленных). Советские потери составили 5 убитых. Так как задача была только напугать, советские силы сразу покинули китайскую территорию.
Самолёты Р-1 19-го авиационного отряда «Дальневосточный Ультиматум», 1929 г.
Так как китайцы успокаиваться не собирались проведена Фугдинская десантная операция. 30 октября 1929 года в устье реки Сунгари вошли 8 кораблей Дальневосточной военной флотилии с десантом, которые уничтожили здесь корабли китайской Сунгарийской флотилии.
Заняли город Фуцзинь (Фугдин), который удерживали до 2 ноября 1929 года из-за начала ледостава.
В Приморье, были сосредоточены части 1-й стрелковой Тихоокеанской дивизии А. И. Черепанова, 9-й отдельной кавалерийской бригады Д. Д. Вайнерха. Их поддерживали 5-я истребительная и 40-я бомбардировочная эскадрильи авиационной группы Э. П. Карклина. В общем - 2800 бойцов, 960 сабель, 36 орудий, 131 станковый пулемет и 25 самолетов. Против них около 4000 человек кавалерии и пехоты противника.
17 ноября эти силы с помощью массированного огня артиллерии и авиаударов взяли китайский город Мишань. Утром 18 ноября китайские войска отбили контрнаступление противника. Потери РККА - 17 убитых, 57 раненых, у китайцев около 1 800 только убитыми. Затем, из-за того, что территория была малонаселенной и не представляла никакой ценности оставили эту территорию.
Главной операцией стала Маньчжуро-Чжалайнорская наступательная операция на укрепрайоны в Маньчжоули и Чжалайноре.
Ударная группировка состояла из 7 000 штыков и сабель, были даже танки МС-1 (Т-18).
Т-18 (МС-1) / Первый советский танк — символ начала танкостроения СССР
Технические характеристики | |
---|---|
Масса | 5,9 тонны |
Длина | 4,38 м (14 футов 4 дюйма) |
Ширина | 1,76 м (5 футов 9 дюймов) |
Высота | 2,10 м (6 футов 11 дюймов) |
Экипаж | 2 |
|
|
Броня | 6-16 мм |
Основное |
37-миллиметровая модель 28 |
Вторичное |
2 Автомат Федорова Автоматические винтовки |
Двигатель | Т-18 35 л.с. (26 кВт) |
Мощность/вес | 5,9 л.с. на тонну |
Приостановление действия | вертикально подпружиненный |
Рабочий |
50 км (31 миля) |
Максимальная скорость | 17 км/ч (10 миль в час) |
Наступление началось в ночь на 17 ноября при морозе −20 °C. Оперативная группа Д. С. Фролова заняла господствующие высоты южнее и западнее города Маньчжоули; с севера подошла группа Стрельцова. С востока советские 106-й стрелковый полк и Бурятский кавалерийский дивизион. Начался обстрел китайских позиций.
В ночь с 17 на 18 ноября противник предпринимал попытку прорыва на юг и несмотря на кинжальный пулемётный огонь отбросил бурятский кавалерийский дивизион. Советские резервы контратаковали и в штыковом бою отбросили противника.
18 ноября, 5-я Кубанская кавалерийская бригада Константина Константиновича Рокоссовского совместно с подразделениями 36-й Забайкальской стрелковой дивизии предотвратила еще одну попытку прорыва гарнизона из окружения.
Вэтот же день, бойцы 35-й и 36-й стрелковых дивизий РККА при поддержке танков МС-1 взяли Чжалайнор. Этому способствовало то, что прямым попаданием снаряда был уничтожен КП командира гарнизона Чжалайнора генерала Хань Гуанди, последний погиб.
Утром 20 ноября силы С. С. Вострецова окружили Маньчжоули и предъявили ультиматум, в результате китайский гарнизон капитулировал вместе с командующим Северо-Западным фронтом генералом Лян Чжу-цзян и 250 офицерами. Китайские потери — около 1500 убитыми и свыше 8000 пленными. РККА - 123 военнослужащих убитыми и 605 ранеными. Большая часть китайских потерь приходились на убежавших, но умерших от холода в степи.
Таким образом, к декабрю 1929 года китайские войска были разгромлены, а контроль над КВЖД восстановлен. Под давлением СССР и международного сообщества китайское правительство было вынуждено пойти на переговоры.
Итоги и последствия
22 декабря 1929 года в Хабаровске было подписано соглашение, согласно которому КВЖД возвращалась под совместное управление СССР и Китая, арестованные советские граждане освобождались, а дипломатические отношения восстанавливались. Советский Союз продемонстрировал свою решимость защищать национальные интересы, что укрепило его позиции на международной арене.
Однако конфликт на КВЖД имел и долгосрочные последствия. Он обострил отношения между СССР и Китаем, а также усилил влияние Японии в Маньчжурии. Уже в 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию, создав марионеточное государство Маньчжоу-го, что стало предвестником Второй мировой войны на Дальнем Востоке.
Заключение
Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге стал ярким примером того, как экономические и геополитические интересы могут перерасти в вооружённое противостояние. Этот эпизод показал, что Советский Союз готов использовать силу для защиты своих позиций, а также подчеркнул хрупкость международных договорённостей в условиях глобальной нестабильности.