Дрейф " Г.Я. Седова "

 

Дрейф ледокольного парохода "Г. Седов"

 

(1937-1940)

Навигация в Арктике в 1937 г., начавшаяся блистательной операцией по организации станции “Северный полюс”, прошла очень тяжело.

   

 

                                          И.Д. Папанин     Э.Е. Кренкель    П.А. Ширшов    Е.К. Фёдоров

По разным причинам, не имеющим отношения к мореплаванию, много кораблей и ледоколов осталось на зимовку не только у берегов, но и в дрейфующих льдах в открытом море.

Судьба одного из таких кораблей - ледокольного парохода “Георгий Седов” - представляет особый интерес. “Г. Седов”, производивший океанологические исследования в море Лаптевых, сильно задержался и не смог своевременно вернуться в порт. Та же участь постигла ледокольные пароходы “Садко” и “Малыгин”.

 

                                                                         “ Садко “

 

                                                                                      “ Малыгин “

Для взаимной помощи все три корабля соединились и пробовали пробиться сквозь замерзающее море. Это не удалось, и в конце концов они были зажаты льдами на 75°19' с. ш. и 132°25' в. д. От этой точки начался их совместный дрейф на север, потом на восток и затем на запад.

 

В апреле 1938 г., когда дрейфующие суда находились между 79° и 80° с. ш., к ним летали самолеты А. Д. Алексеева, П. Г. Головина и Ю. К. Орлова, которые вывезли с этих судов на материк 184 человека.

 

 28 августа того же года, когда дрейфующие корабли находились на - 83°06' с.ш. и 138°24' в. д., ледокол “Ермак” под командованием Михаила Яковлевича Сорокина (начальником операции был Марк Иванович Шевелев) подошел к дрейфующим судам. “Ермак” вывел “Садко” и “Малыгин” из ледового плена в открытое море. “Г. Седов” во время зимовки получил сильные повреждения рулевого устройства и его вывести из льдов не удалось, тем более что “Ермак” во время борьбы со льдами потерял левый винт.

 

                                                        ледокол “ Ермак “ с караваном судов

Попутно надо отметить, что в навигацию 1938 г. ледокол “Ермак” сыграл решающую роль в освобождении многих зазимовавших в 1937 г. судов, а его плавание к “Садко”, “Малыгину” и “Г. Седову” и освобождение из ледового плена “Садко” и “Малыгина” проведены были исключительно хорошо. Широта ,83°06', достигнутая “Ермаком” во время этой операции, является пока рекордной для судов, свободно плававших в Арктике.

Осенью того же 1938 года была предпринята еще одна попытка вывести "Седова" из льдов. К северу от Новосибирских островов, где находился тогда дрейфующий корабль, направился в свой полярный рейс флагман арктического флота линейный ледокол "Иосиф Сталин".

 

                             

                                                                    Владимир Иванович Воронин            

В необычайно позднее для полярного плавания время ледокол "Сталин" достиг 83-й параллели. До "Седова" оставалось несколько десятков миль. Но эти последние мили оказались непроходимыми даже для такого мощного арктического судна, как ледокол "Сталин". Товарищ Сталин, внимательно следивший за ходом сложной операции, советовал капитану флагмана арктического флота В.И. Воронину не рисковать безрассудно и при первой же угрозе немедленно взять курс на юг.

После неудачных попыток освободить “Г. Седов” было решено оставить его дрейфовать со льдами. На корабле остались 15 добровольцев во главе с капитаном Константином Сергеевичем Бадигиным. И с тех пор до 13 января 1940 г. “Г. Седов” продолжал свой дрейф в наименее доступной части Арктического бассейна.

 

                              

                                                                            Андрей Георгиевич Ефремов

                            

                                                                 Виктор Харлампиевич Буйницкий  

Экипаж (30 августа 1938 — 13 января 1940 года)

Ф.И.О.

Должность

Должность до/место работы

Год рождения

1

Бадигин Константин Сергеевич

капитан

то же

1910

2

Ефремов Андрей Георгиевич

Старший помощник

то же

1908

3

Буйницкий Виктор Харлампиевич

второй помощник капитана

«Садко»

1911

4

Дмитрий Григорьевич Трофимов

Старший механик

четвертый механик/«Ермак»

1906

5

Токарев Сергей Дмитревич

второй механик

«Садко»

1906

6

Алферов Всеволод Степанович

третий механик

машинист/то же

1908

7

Соболевский Александр Петрович

врач

то же/то же

1905

8

Полянский Александр Александрович

старший радист

радист/то же

1902

9

Бекасов Николай Михайлович

радист

то же/«Ермак»

1913

10

Буторин Дмитрий Прокофьевич

боцман

то же/то же

1908

11

Гаманков Ефрем Иванович

матрос 1-го класса

/«Ермак»

1912

12

Недзвецкий Иосиф Маркович

машинист

/«Ермак»

1908

13

Шарыпов Николай Сергеевич

кочегар 1-го класса

«Садко»

1915

14

Гетман Иван Иванович

кочегар

камбузный рабочий/«Ермак»

1913

15

Мегер Павел Власович

повар

камбузный рабочий/«Ермак»

1912

 

 

«Георгий Седов» — пароход ледокольного типа (ледокольный пароход). Корабль назван в честь Георгия Яковлевича Седова (1877—1914) — русского полярного исследователя. Создание:Заложен 25 декабря 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» (Глазго, Шотландия). Спущен на воду в 1909 году, назван «Беотик» (англ. Beothic) в честь коренного населения Ньюфаундленда — индейского племени Беотук. Базировался в порту Сент-Джонс, Ньюфаундленд.

 

                                                 “ Георгий Седов “

Конструкция

 

Конструкция парахода Георгий Седов

Грузовой пароход твиндечного типа. Для возможности работы во льдах набор корпуса и обшивка судна были усилены, в районе ватерлинии сделан ледовый пояс толщиной 22 мм, форштевень ледокольной формы, но борта прямостенные. Дальность плавания 3000 миль без бункеровки. 3 трюма вместимостью 1350 тонн.

История службы

Куплен министерством торговли и промышленности России в конце 1916 года[источник не указан 82 дня] у компании «Джоб Бразез» (англ. Job Brothers & Co. Ltd.) для Управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района. В декабре этого же года вошёл в состав русского торгового флота.

В 1916—1919 гг. использовался для перевозки грузов во время зимней навигации на Белом море и как ледокол. С января 1917 вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана, был вооружён одним 76-мм орудием. В 1917—1919 в руках интервентов.

В 1920 году участвовал в первой Карской экспедиции.

В 1925 году буксировал из норвежского порта Варде в Мурманск пострадавший во время шторма барк «Товарищ».

В 1928 году участвовал в операции по поиску участников экспедиции Нобиле.

В 1929 году (c 21 июня по 11 сентября) на «Седове» была проведена экспедиция Института по изучению Севера (Арктический и антарктический научно-исследовательский институт), проходившая под руководством О. Ю. Шмидта (капитан В. И. Воронин) которая обследовала Землю Франца-Иосифа и организовала в бухте Тихой о. Гукера (Земля Франца-Иосифа), полярную станцию. Во время это похода «Седов» установил рекорд свободного плавания в полярных льдах достигнув 82°14´ с.ш.

15 июня 1930 года покинув Архангельск направился к Новой Земле (экспедиция под руководством Шмидта и В. Ю. Визе (капитан Воронин)), зашёл в Белушью Губу и Малые Кармакулы, а потом прямым курсом двинулся к Земле Франца-Иосифа. Исследовав некоторые районы архипелага, 2 августа «Георний Седов» вышел из бухты Тихой к Новой Земле. Взяв запас угля с ледокольного парохода «Русанов», «Седов» обогнул Новую Землю и по 79-й параллели проложил прямой курс к Северной Земле. В пути были открыты новые острова, получившие имена Визе, Воронина и Исаченко.

Льды не допустили «Георгия Седова» непосредственно к Северной Земле; удалось пробиться только к маленькому острову Домашнему, лежащему невдалеке от больших островов архипелага. 30 августа, здесь открылась новая полярная станция. Советский флаг взвился над архипелагом Северной Земли. В 1931 году «Георгий Седов» совершает переход в Чёрное море вокруг Европы. Отремонтированный на заводе имени Марти в Николаеве, корабль в 1932 году возвращается в Архангельск. Статья Г.Ушакова "НЕИЗВЕДАННЫЕ РАЙОНЫ ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА" в газете "Полярная правда" от 5 апреля 1935 г.

Летом 1934 года, после зверобойной кампании, пароход становился плавучим филиалом Арктического института в Карском море.

Не успел пароход вернуться в Архангельск, как его срочно направили для оказания помощи судну «Госторг», потерпевшему аварию у берегов Новой Земли. Эта операция затянулась. Только 12 января корабль пришёл в Мурманск.

В арктическую навигацию 1935 года «Георгий Седов» занимался проводкой судов в Карском море, доставлял людей и грузы для организации новых полярных станций на острове Русском и в устье реки Таймыр.

В Карское море для продолжения исследовательских работ «Георгий Седов» вернулся в 1936 году. Корабль вдоль и поперёк избороздил этот бассейн. В самый разгар гидрологических и гидрографических работ «Георгий Седов» вызвали к проливу Вилькицкого, чтобы освободить застрявший во льдах караван судов. «Георгий Седов» принял деятельное участие в форсировании пролива Вилькицкого и проводке каравана. В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. 22 июля корабль был в Карском море. Выполнив здесь план работ, экспедиция на «Георгии Седове» прошла в море Лаптевых, чтобы провести интенсивные гидрографические работы в районе Ново-Сибирских островов.

Программа исследований была почти закончена, когда «Георгий Седов» послали на помощь судам «ленинского» каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых. Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима — пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом; закрыт был путь и на запад — через пролив Вилькицкого.

            Советская почтовая марка Георгий Седов

Легендарный дрейф

«Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» не смогли выйти изо льдов. Легендарный дрейф фактически начался 23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского. Координаты: 75°21´с.ш. 132°15´в.д. — на 200 миль южнее того места где 44 года назад остановился Фритьоф Нансен на своём «Фраме». Только 30 октября пришёл приказ начальника Главсевморпути — переходить на зимовочное положение. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было.

Капитан «Садко» — Хромцов исполнял обязанности начальника каравана. Капитан «Георгия Седова» — Швецов Д. И.

10 ноября была выведна из эксплуатации машина, погасили топки, перешли на отопление с помощью камельков (буржуйка), освещение — керосинка (летучая мышь) и свечи.

За первый месяц дрейфа суда оставили за собой 320 км к полюсу — 200.

18 марта 1938 года Бадигин К.С назначен капитаном «Георгия Седова», 20 — принял командование.

 Попытки освободить "Седова" закончились безрезультатно: напором льда на корму (во время сжатия) был смят ахтерштевень [Ахтерштевень - литая или кованая часть (или специальная конструкция из дерева на деревянном судне), заканчивающая судно в кормовой его части.] "Седова", деформирована вся его система рулевого управления, а сам руль изогнут.

 

                                                                                    осмотр руля

 Выло принято решение оставить "Седова" в дрейфе как подвижную научно-исследовательскую станцию. На борт "Седова" было перегружено большое количество свиней, много концентрированных продуктов, масла, овощей, консервов, муки, печенья, шоколада, различное полярное обмундирование. Зимовщики получили две радиостанции с двигателями, разборный деревянный дом. С "Садко" на "Седова" было перегружено и научное оборудование: глубоководный лот, позволяющий измерять океанские глубины, батометры для определения температуры и взятия проб воды с различных глубин, приборы для магнитных и астрономических наблюдений. 29 августа на мачте "Седова" взвился сигнал: "Счастливого плавания!" "Счастливо зимовать!" ответил "Ермак".

 

                                                                                    “ Ермак “

                                         Льды пошли в атаку

26 сентября 1938 года льды пошли в атаку на корабль. Судно сильно накренилось на правый борт. Через холодильник, который оказался в воде, в машинное отделение стремительным потоком хлынула вода. Положение становилось критическим. Смещение трюмных грузов грозило большой опасностью. Экипаж уже готовился перейти на лед. И вот в этот опасный момент механик Токарев и машинист Шарыпов спустились в машинное отделение и, преодолевая невероятные трудности, заткнули паклей отверстие, через которое струилась вода. Упорная борьба со льдами и на этот раз закончилась победой седовцев.

           

                            Токарев С.Д.                                                                          Шарыпов Н.С.    

Но возможность новых катастроф не миновала. Готовясь ко всяким  неожиданностям, команда установила добавочные айсбимсы [Айсбимс-поперечная балка, поддерживающая палубу судна] для укрепления корпуса на случай нового сжатия корабля, организовала две аварийные базы: на льду, в 100 метрах от "Седова", и на его палубе.

                     Появились трещины и разводья

В конце октября в районе "Седова" вновь" стали наблюдаться сильные передвижки льда. Появились трещины и разводья. Утром 30 октября началось торошение старого, двухметрового льда. Вблизи судна образовались гряды гигантских торосов. На корабль посыпались удары; с необычайным шумом и треском льды напирали на борта судна. Был объявлен аврал. Но торошение внезапно прекратилось, и на время все стихло. 10 ноября скорость дрейфа увеличилась. Через два дня ветер стих, показались звезды. Но в тот же день Арктика опять взбунтовалась. У правого борта лед неожиданно пришел в движение. К судну двигалась гигантская гряда двухметрового льда. Двигалась эта гряда с невиданной быстротой. Через две-три минуты она была уже в 20 метрах от судна. Напирая, лед начал медленно поворачивать корабль.

 

14 ноября подвижна льда в районе "Седова" прекратилась. Трещины сошлись или накрылись молодым льдом. Во мраке полярной ночи седовцы производили переброску продуктов, унесенных с палатками почти на километр от судна. В каждые сани впрягалось четверо. Один человек, вооруженный карабином, шел впереди с фонарями в руках и освещал путь. Так седовцы работали четыре дня и перевезли за это время 12 тонн грузов.
        В относительно спокойной обстановке седовцы прожили всего несколько дней. 4 декабря под влиянием ветра вокруг ледокола опять началась подвижка льда. В полуметре от местонахождения большой палатки образовалась трещина. Чтобы спасти имущество и снаряжение, моряки работали весь день и только к вечеру возвратились на ледокол.

                                              Ледокол начал петлять

14 ноября 1938 года "Седов" достиг 85ш39' северной широты и l26шl6' восточной долготы. О этого дня ледокол начал петлять. 13 декабря судно оказалось на 84ш22' северной широты. Затем оно спустилось на юг, повернуло на юго-запад и 17 декабря очутилось приблизительно там, где находилось 3 октября. Таким образом, ледокол вычертил огромную петлю, вытянувшуюся в юго-западном направлении, и обошел площадь около 1150 квадратных миль. После 17 декабря "Седов" начал пересекать линию своего дрейфа. До 5 января ледокол тринадцать раз пересек свой путь. 20 февраля "Седов" пересек 86-ю параллель, превысив рекорд "Фрама" и установив новый рекорд дрейфа в северных широтах.
          Четыре тяжелых аврала было на "Седове" в январе 1939 года. В них участвовали все моряки, кроме одного вахтенного, не оставлявшего борта  ледокола. Работать приходилось с большой опасностью для жизни. Льдина, на которой были расположены палатки, часто крошилась на мелкие куски. Седовцы выполняли авральные работы в пургу, при обжигающем, студеном ветре и 45-градусных морозах.

                      Третья зимовка и третья полярная ночь

 

28 марта седовцы увидели полуночное солнце. Кончилась вторая полярная зима. Седовцы открыли иллюминаторы. Больше двух месяцев на площади примерно в 25 квадратных миль вокруг судна было совершенно спокойно. 9 июня "Седов" третий раз пересек 86-ю параллель и вместе с тяжелыми льдами начал двигаться по направлению, почти параллельному пути "Фрама", но севернее его.
       Потепление дало возможность экипажу "Седова", не прерывая научных работ, заняться приведением в порядок своего судна. Команда ледокола была разбита на несколько ремонтных групп. С корпуса была сбита ржавчина, места, наиболее подверженные коррозии, покрыты суриком, отремонтированы палубные механизмы, проведена частичная переборка главной машины и очищены котлы. В двадцатых числах июня седовцы одержали крупную победу: их героическими усилиями был отремонтирован руль ледокола, поврежденный в первую зимовку. Исправив руль, ахтерштевень и всю систему крепления руля, седовцы восстановили утраченную возможность управления кораблем.

 

Во второй половине августа в районе дрейфа "Седова"похолодало. В полночь в каютах стало заметно темнее наступала третья полярная ночь, приближалась третья полярная зимовка.

 

                             помощник капитана В.Х. Буйницкий, врач А.П. Соболевский, кок П.В. Мегер,

                                                       радист Н.М. Бекасов, механик С.Д. Токарев

29 августа "Седов" достиг 86ш40' северной широты, наибольшей за все время дрейфа. Мощное течение понесло корабль в пролив между Гренландией и Шпицбергеном. Это течение значительно усиливается господствующими у восточного побережья Гренландии северными и северо-западными ветрами

                                   Навстречу "Седову"

3 декабря на льду были замечены первые трещины, которые предвещали приближение ледокола к району чистой воды. 7 декабря ширина трещин во льдах достигла 250 метров. 8 декабря судно уже находилось у обломка ледяного поля площадью около одного квадратного километра. Скорость дрейфа быстро увеличивалась. За время с 3 по 10 декабря ледокол продвинулся на юг на 25 миль, не изменив своего положения по долготе. Дальнейшие сведения подтвердили предположение о скором выходе ледокола на чистую воду.
        Правительство приняло решение направить навстречу дрейфующему кораблю "Георгий Седов" мощный ледокол - флагман арктического флота "Иосиф Сталин". 15 декабря в десять часов утра линейный ледокол "Иосиф Сталин" вышел из Мурманска. Ледокол был полностью обеспечен всем необходимым на все время плавания. На борту его - самолеты, оборудованные для полетов в сложных зимних арктических условиях. Кораблем командовал испытанный моряк, один из лучших капитанов арктического флота - товарищ Белоусов.

                           

                                                                       Михаил Прокофьевич Белоусов

 Экспедицию возглавлял Герой Советского Союза товарищ И. Д. Папанин.

                            

                                                                  Иван Дмитриевич Папанин

                                       Готовятся к выходу из льдов

Жизнь на ледоколе "Седов" шла своим чередом. Его экипаж приводил в полную готовность машины, укладывал груз на палубе и в трюмах
по-походному. 21 декабря на дрейфующем корабле состоялось собрание, посвященное шестидесятилетию товарища. Сталина. На этом собрании экипаж "Седова" с большим воодушевлением принял поздравительную телеграмму тому, чью отеческую заботу и внимание чувствовал в течение всего дрейфа.
      Ко дню выборов в местные советы депутатов трудящихся седовцы выпустили специальный номер стенгазеты "Мы победим". 24 декабря героический экипаж вместе со всем многомиллионным народом Советского Союза отдал свои голоса кандидатам сталинского блока коммунистов и беспартийных.
          За последнюю декаду декабря 1939 года седовцы проделали большую работу по подготовке судна к выходу из льдов, зажгли огонь в топках, подняли пар в малом котле. Черные клубы дыма поднялись над "Седовым". Бесстрашные моряки установили грелки парового отопления, проверили магистраль и судовые механизмы. Большую работу они проделали по освобождению от льда кингстонов [Кингстоны - отверстия в борту судна для выпуска из котельных отделений и трюмов воды и для впуска забортной воды, закрываемые особыми клапанами.], для чего по правому борту во льду пробили шахту глубиной больше 3 метров.
         Радисты "Седова" беспрерывно поддерживали связь с островом Рудольфа, мысом Челюскин, мысом Желания и Баренибургом.

                                  

                                                          радист А.А. Полянский

Почти каждые два часа в последние дни дрейфа седовцы разговаривали с ледоколом "Иосиф Сталин".

                                           С честью закончили вахту

Новый, 1940 год экипаж ледокольного парохода "Георгий Седов" встретил в тяжелых льдах. В своем новогоднем приветствии экипаж ледокола "Седов" писал: "Встречая новый, 1940 год среди льдов и полярной ночи, мы вместе со всем великим советским пародом провозглашаем свой первый тост за гениального вождя народов, любимого, родного Сталина. Его повседневной заботе и вниманию обязаны мы своими достижениями. От всего сердца шлем новогодний привет и поздравления великому народу страны социализма. Желаем новых побед и достижений, новых стахановских рекордов, счастливой и радостной жизни".   2 января, впервые после двухлетнего перерыва, на судне стало работать паровое отопление.   3 января в четырнадцать часов на горизонте к югу седовцы увидели свет прожектора ледокола "Иосиф Сталин". Впервые после прощания с "Ермаком" в августе 1938 года седовцы видели огни советского корабля. 6 января на ледоколе "Иосиф Сталин" впервые увидели огни "Седова".

 

                                                                    ледокол “ Иосиф Сталин”

 Иван Дмитриевич Папанин по радио рассказал товарищу Бадигину о чувстве радости, наполнившем сердца участников экспедиции при этом известии. Бадигин отвечал взволнованно и быстро. - Очень все рады, - говорил он, - что вы наконец увидели наш огонек. Надеюсь, скоро увидимся все. Привет всему экипажу ледокола, крепко жму руку! 7 января радист товарищ Бекасов сообщил:  "Ночью наблюдалось незначительное сжатие льдов. Огни ледокола "Иосиф Сталин" становятся все яснее". 13 января в полдень флагман арктического флота "Иосиф Сталин" подошел к борту ледокольного парохода "Георгий Седов".
Дрейф продолжался 812 дней. Пройденный путь 3307 миль. 21 января суда добрались до Баренцбурга на Шпицбергене.

 

3 февраля 1940 года «Георгий Седов» награждён орденом Ленина.

Встретив седовцев в Москве правительство СССР высоко оценило их подвиг. Все члены экипажа (по Crew list 2) 3 февраля 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР были удостоены звания Героев Советского Союза.

Полный текст Указа:

Указ Президиума Верховного Совета СССР

О присвоении звания Героя Советского Союза участникам дрейфа на ледокольном пароходе «Георгий Седов»

1. За проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:

1. Бадигину Константину Сергеевичу — капитану ледокольного парохода «Георгий Седов».
2. Трофимову Дмитрию Григорьевичу — помполиту ледокольного парохода «Георгий Седов».
3. Ефремову Андрею Георгиевичу — старшему помощнику капитана.
4. Буйницкому Виктору Харлампиевичу — гидрографу.
5. Токареву Сергею Дмитриевичу — второму механику.
6. Алферову Всеволоду Степановичу — третьему механику.
7. Полянскому Александру Александровичу — радисту.
8. Бекасову Николаю Михайловичу — радисту.
9. Буторину Дмитрию Прокопьевичу — боцману.
10. Недзвецкому Иосифу Марковичу — машинисту.
11. Шарыпову Николаю Сергеевичу — машинисту.
12. Соболевскому Александру Петровичу — врачу.
13. Гаманкову Ефрему Ивановичу — матросу.
14. Гетману Ивану Ивановичу — кочегару.
15. Мегеру Павлу Власовичу — повару.

2. Выдать единовременную денежную награду Бадигину К. С., Трофимову Д. Г., Ефремову А. Г., Буйницкому В. Х., Токареву С. Д., Алферову В. С., Полянскому А. А., Бекасову Н. М., Буторину Д. П., Недзвецкому И. М., Шарыпову Н. С., Соболевскому А. П., Гаманкову Е. И., Гетману И. И. и Мегеру П. В. по 25.000 рублей каждому.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. Калинин.

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин.

Москва, Кремль, 3 февраля 1940 г.

Итоги дрейфа

Одним из существенных научных достижений экспедиции «Георгия Седова» стало окончательное уничтожение легенды о «Земле Санникова», продержавшейся более 125 лет.

Седовцы вели наблюдения по метеорологии, гидрологии, земному магнетизму и измерению силы тяжести почти-что по той же программе и такими же приборами, что и станция «Северный полюс».

Было произведено 415 определений местоположения судна по небесным светилам.

В 38 пунктах измерены глубины свыше 3000 метров (с получением образцов грунта).

                               Героический дрейф седовцев был закончен.

 

                                                       экипаж на приёме у М.И. Калинина