Система ПРО

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Система ПРО А-135, комплекс 5Ж60П "Амур-П", ракета 5Я26 / ПРС-1 - ABM-X-3A / SH-08
Система ПРО А-135 / РТЦ-181, комплекс 5Ж60 "Амур", ракета ПРС-1 / 53Т6 - ABM-3A GAZELLE / SH-08М
Ракета ПРС-1М / 53Т6М
Атмосферная высокоскоростная противоракета второго эшелона системы ПРО . Разработка ракеты велась ОКБ "Новатор" под руководством Льва Люльева (позже - главный конструктор Павел Камнев) начиная с 1967 г. для системы объектовой ПРО . После заключения Договора по ПРО в 1972 г. аванпроект системы ПРО А-135 перепроектирован НТЦ ЦНПО "Вымпел" (главный конструктор - А.Г.Басистов). В состав системы ПРО вместо комплекса ПРО введен ближний эшелон с ракетами 5Я26 системы . Соответственно, ракета 5Я26 введена в состав стрельбового комплекса "Амур" системы . В конце 1973 г. проект системы ПРО с ракетами ПРС-1 / 53Т6 (новый индекс 5Я26) утвержден заказчиком - МО СССР.
До 1978 г. ракета 5Я26 была создана и с 1973 г. проходила испытания в составе опытного комплекса ПРО . Первый бросковый пуск ракеты в рамках испытаний для комплекса "Азов" системы проведен на площадке №35 ("Этилен", в/ч 03145) 10-го Государственного Научно-Исследовательского полигона Сары-Шаган 27 ноября 1973 г. Заводские испытания ракеты на средствам комплекса "Азов" системы начаты в 1978 г. В июле 1979 г. на 35-й площадке средствами комплекса "Амур-П" системы А-135 произведен первый бросковый пуск противоракеты ближнего перехвата ПРС-1 / 53Т6 (SH-08). 18 июня 1982 г. две противоракеты системы 53Ж60П "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган совершили перехват баллистических ракет (запущена с полигона Капустин Яр) и БРПЛ Р-29 (запущена с ПЛАРБ Северного Флота). Опытные работы и испытания продолжались в 1983-1987 г.г. Государственные испытания противоракеты 53Т6 завершены в марте 1984 г.

Позиция противоракет 53Т6 / ABM-3A GAZELLE системы ПРО А-135 около пос.Лыткарино, 16 ПУ ().

Ракета 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE в пуске 26.10.2010 г., 35-я площадка полигона Сары-Шаган (фото - Михаил Ходаренок,).

Памятник ракете 5Я26 / ПРС-1 в ТПК комплекса "" в Приозерске, полигон Сары-Шаган ()
Заводские полигонные испытания комплекса А-135 с аппаратурой первого этапа начаты в ноябре 1982 г. и завершены в марте 1984 г. (проведено в т.ч. 5 пусков ракет 53Т6 в т.ч.4 в замкнутом контуре управления). В 1984 г. противоракета ПРС-1 / 53Т6 введена в состав системы ПРО А-135.С середины 1980-х годов (по западным данным) ракеты 53Т6 начали заменять системы ПРО Москвы. Испытания системы А-135 "Амур-П" с аппаратурой второго этапа проводились с марта по октябрь 1987 г. (в т.ч. проведено 5 пусков 53Т6). После некоторых доработок системы проведен еще один этап контрольных испытаний полигонного образца - январь-июль 1988 г. (в т.ч. выполнено 3 пуска 53Т6).
Государственные испытания серийных ракет 53Т6 с комплекса "Амур-П" в рамках испытаний московской системы А-135 начаты в 1989 г. (4 пуска 53Т6). При испытаниях системы ПРО было уделено значительное внимание оценке эксплуатационных, конструктивных и надежностных характеристик, оценке помехозащищенности (использовался специальный помеховый комплекс). Проведены транспортные и ресурсные испытания ракет, транспортных и установочных машин, исследовано воздействе газовой струи стартующих ракет на элементы стартовой позиции и их взаимное влияние при пусках с интервалом 1 секунда. Проведены испытания хранением двух ракет 53Т6 в горизонтальном положении сроком 10 лет.
Серийное производство на заводе №8 (Завод им.Калинина, г.Екатеринбург, входит в НПО "Алмаз-Антей") и постановка ракет на стартовые позиции системы ПРО А-135 начаты в 1990 г. Комплектация системы А-135 ракетами завершена в 1992 г. и 17 февраля 1995 г. система ПРО А-135 принята на вооружение ВС России.
В начале 1990-х годов на комплексе «Амур-П» проводились экспериментальные работы по расширению возможностей системы А-135 в части снижения нижней и увеличения дальней границ зоны поражения 53Т6, увеличения маневренности, а также оснащения новой (неядерной ?) боевой частью по программе «Самолет-М» (проведено 5 пусков 53Т6).Система управления и наведение - РЛС с ФАР "Дон-2Н" типа PILL BOX (г.Софрино Московской обл., обзор 360 град. по азимуту). Полигонный образец РЛС - "Дон-2НП" (полигон Сары-шаган). Более подробно - см..
Автопилот ракеты 53Т6 - 5А13
Автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция противоракет 53Т6 - 23Д6
ПРС-1 (из описания системы ПРО ) - система управления радиокомандная, ответчик (ответственные конструкторы В.И.Толстиков и В.И.Долгих) и автопилот (ответственный конструктор П.М.Кириллов) на борту ракеты разработки ЦКБ "Алмаз". На этапе бросковых испытаний на ракету устанавливалось программное устройство (программник) разработки ОКБ "Новатор" в совокупности с наклонной ПУ программник заменял собой автопилот. С момента выдачи команды "Включение подготовки противоракеты (ПР)" в ЦВК С-225 производятся операции: "обнуление по дальности", выдача текущих команд склонения ПР, определение времени выдачи команды "Пуск", счет обратного времени до выдачи команды "Пуск". Запоминание последнего значения команд склонения производится по сигналу "Пуск принят" - данные значения команд склонения исполняются автопилотом ПР во время работы двигателя, когда радиосвязь с ПР отсутствует. По той же команде ЦВК С-225 запоминает последнее значение "обнуленной дальности". При поступлении сигнала "Отрыв" запускается счетчик полетного времени ПР. После отсечки двигателя устанавливается радиосвязь с ответчиком ПР: по сигналу ответчика определяются координаты ПР, передача команд наведения и других команд происходит по каналу станции передачи команд (СПК). Корректировка траектории полета ракеты осуществляется газодинамическими рулевыми двигателями, вектор тяги которых направлен перпендикулярно продольной оси ПР.
Антенны приемника команд и ответчика расположены попарно по 2 шт на корпусе ракеты, экранирование антенн от плазмы, возникающей при полете ракеты в атмосфере, происходит выпрыском фреона или аналогичной по свойствам жидкости.
Управление ракеты на начальной стадии полета - газодинамическое с помощью впрыска в сопло основного двигателя продуктов сгорания из камеры РДТТ. На конечной стадии полета - газодинамическое с ипользованием импульсных микродвигателей направленных перпендикулярно продольной оси ракеты (вероятно расположены в районе центра масс отделяемой части ракеты).
Базирование - шахтная ПУ с ТПК (транспортно-пусковой контейнер) разработки ГСКБ "Спецмаш" под руководством В.Бармина (разработка начата в декабре 1971 г.). Защитное устройство раздвижного типа. Строительство ШПУ начато под Москвой в 1980 г. В 1982 г. велся монтаж оборудования, готовность - 1985 г. ШПУ подобна ШПУ 8ПО84 (?).
Скорость отстрела крышки ШПУ - 0.4 с

Защитное устройство ШПУ ракеты 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE, испытательный пуск 26.10.2010 г., 35-я площадка полигона Сары-Шаган (фото - Михаил Ходаренок, ).

Подготовка к испытательному пуску ракеты 53Т6 GAZELLE, 35-я площадка полигона Сары-Шаган, 11.10.2007 г. (). По западным данным, к 1990 г. велись НИОКР мобильной модификации с ПУ на базе 6-осного шасси МАЗ-547 аналогичного ПУ БРСД "Пионер" SS-20 (либо речь о ТЗМ ?).
При транспортировке и хранении ТПК с обоих торцов закрывается крышками и имеет сестему термообогрева подключаемую к транспортеру и после установки в шахте. При установке ракеты в шахтную ПУ транспортировочные заглушки на торцах ТПК заменяются на гибкие разрывные мембраны.Транспортно-заряжающая машина 5Т92 на шасси МАЗ-543М производит установку ТПК в пусковую шахту.
Транспортная машина 5Т93 на шасси МАЗ-543М для транспортировки ТПК с ракетами и установки ТПК на заряжающую машину. Машина оборудована системой подогрева ракеты для зимнего времени года. Существует как минимум два варианта машины 5Т93.
По косвенным признакам (особые условия Договора о ПРО 1972 г., ТПК, габариты ракет) можно предположить, что разрабатывалась шахтная пусковая установка ракет 53Т6 с перезаряжанием шахты барабанного типа - для многократного использования шахты и повышения боевой производительности системы. Ракета 53Т6
Конструкция - тип корпуса - несущий конус; корпус выполнен из высокопрочных сталей с использованием намотки из композиционных материалов с прочноскрепленными коническими зарядами твердого топлива специфической формы. Согласно информации с Balancer, корпус ракеты выполнен из титана и имеет керамический наконечник. Отделяемая ступень со стартово-разгонным РДТТ, отделяемая управляемая БЧ с газодинамическими рулевыми двигателями, направленными перпендикулярно к оси ракеты. Старт ракеты газодинамический на собственном двигателе. Есть информация об использовании ПАД при старте - не подтверждена либо в разных модификациях ракет используются разные типы старта. Двигатели - стартово-маршевый РДТТ 5С73 на смесевом высокоэнергетическом топливе с высоким удельным импульсом, горение топлива происходит со скоростью близкой к скорости звука ("управляемый взрыв"). Управление направлением движения газодинамическое с помощью впрыска в сопло основного двигателя продуктов сгорания из камеры сгорания. На отделаемой управляемой ГЧ - с ипользованием импульсных микродвигателей направленных перпендикулярно продольной оси ракеты (вероятно расположены в районе центра масс ракеты). Двигатель ракеты 53Т6 разработан ОКБ-16 - Казанским КБ двигателестроения (позже КБ "Союз") главного конструктора П.Ф.Зубца, ведущий конструктор - И.Х.Фахрутдинов. Техническое задание на создание двигателей для ракет 53Т6 / ПРС-1 и ракеты ЗРК 9М82 поступило в 1969-1970 г.г. Вероятно, двигатель разделен на стартовую часть с одним составом топлива и маршевую часть с топливом другого типа.
Тип заряда твердого топлива - канально-щелевой (предположительно).
Длина двигателя без сопла - не менее 7 м (данные оценочные)
Тяга двигателя - 650-750-1000 т (данные оценочные)
Время работы РДТТ - 4 с
ТТХ ракеты:
Длина - ок.12 м
Диаметр - ок. 1.7-1.8 м
Масса - 10000 кг
Масса ГЧ - 500-700 кг (оценочно)
Масса БЧ - 150 кг (оценочно)
Дальность действия - 80-100 км
Высота поражения - 5000-30000 м
Скорость:
- 10-14 М (по одним данным)
- 5200-5500 м/с (по др.данным)
- 4000 м/с (по др.данным)
Скороподъемность - 30000 м высота за 5-6 с
Время разгона до максимальной скорости - 3-4 с (по разным данным)
Время выхода из шахты с момента запуска - 0.2-0.4 с
Максимальные перегрузки:
- 210G продольная
- 90 G поперечная
Гарантийный срок хранения - не менее 10 лет, возможно, с продлением до 15-20 лет по итогам дополнительных испытаний и доработок.
Типы БЧ:
- ядерная БЧ с боевым блоком АА-84 мощностью 10 кт. БЧ с системой подрыва разработана в КБ-11 под руководством С.Г.Кочарянца, ядерный боевой блок с начинкой из плутония-239 - ВНИИЭФ (г.Арзамас -16) под общим руководством Ю.Б.Харитона.
- осколочная БЧ направленного типа, возможно, аналогична ЗУР 9М83 и возможно разрабатывалась по теме ОКР "", 1990 г. или позже. Так же возможно, что такая БЧ применяется на модификации ПРС-1М.
Моификации:
ПРС-1 / 53Т6 - атмосферная противоракета среднего радиуса действия; главный конструктор - Лев Люльев.
ПРС-1М / 53Т6М - атмосферная противоракета среднего радиуса действия, модернизированный более поздний вариант ПРС-1; главный конструктор - Павел Камнев; по неподтвержденным сомнительным данным "М" = "мобильная".
54Т6 - опытная модификация; автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 24Д6;
59Т6 - опытная модификация, применение с мобильной ПУ 23Е6, полигонная ПУ - 17Ж6;
66Т6 - опытная модификация, применение с мобильной ПУ 33Е6;
39В6 - опытная модификация, применение с мобильной ПУ 34Е6;

Комплекс ПРО ABM-3 GAZELLE (рисунок, Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988)

Шахтные пусковые установки ракет 51Т6 и 53Т6 (использован рисунок НПО "Вымпел", репродукция с китайского военного журнала,, фотографии и рисунки, версия 27.04.2010 г.).

Предположительный разрез и устройство противоракеты ПРС-1 / 53Т6 / ABM-3 GAZELLE. Рисунок создан на базе проекций ракеты Sprint с использованием материалов статьи по 53Т6 на нашем сайте. СУД - система управления двигателем с импульсными РДТТ поперечной тяги, конус - керамический носовой конус (с) 08.08.2010 г.
Статус - СССР / Россия
- 1987 г. - на вооружении состоит 32 ПУ (по западным данным);
- 1988 г. - суммарное производство 500 шт и планировалось производство еще 3 000 шт. (по западным данным);
- 1990-1992 г.г. - размещено 68 ПУ (по отечественным данным), стартовые позиции размещены рядом с населенными пунктами Лыткарино (16 ПУ), Сходня (16 ПУ), Королев (12 ПУ), Внуково (12 ПУ) и Софрино (12 ПУ) вокруг Москвы; поставки ракет на позиции системы ПРО А-135 завершены в 1992 г.

Позиции противоракет 53Т6 около пос.Лыткарино, 16 ПУ, 01.10.2009 г. ()

Позиции противоракет 53Т6 около пос.Сходня, 16 ПУ, защитное устройство одной из шахт открыто, 13.07.2009 г. () более подробно здесь

Система А-135 ракета 51Т6 - ABM-4 GORGON Система ПРО А-135 "Амур-П" / 5Ж60П, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 - ABM-4 GORGON / SH-11
Система ПРО А-135 / РТЦ-181 / "Амур" / 5Ж60, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 - ABM-4 GORGON Многоканальная система ПРО Центрального промышленного района / Москвы - развитие комплекса ПРО . Проработка модернизированного варианта системы ПРО А-35 - системы велась НИО-4 ОКБ-30 под руководством Г.В.Кисунько до его отстранения в 1975 г. Параллельно с Кисунько работы по предварительному обоснованию создания новой системы ПРО второго поколения начаты группой Минрадиопрома СССР под руководством А.Г.Басистова по указанию министра В.Д.Калмыкова в конце 1968 г. К концу 1969 г. концепция двухэшелонной системы ПРО в общих чертах согласована с Министерством Обороны СССР. Предполагалось применение противоракет с ядерными БЧ. В 1970 г. тематика ПРО полностью перешла под контроль Минрадиопрома СССР - 17 января 1970 г. образовано специализированное ЦНПО "Вымпел" (ПРО, системы предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства), руководитель научно-технического центра ЦНПО "Вымпел" - А.Г.Басистов. Проработка системы в НТЦ ЦНПО "Вымпел" велась по теме НИР "Фон-1".
Постановление СМ СССР №376-119 о создании системы ПРО А-135 со стрельбовым комплексом дальнего перехвата "Амур" и полигонным опытным образцом "Амур-П" вышло 10 июня 1971 г. Проект системы А-135 разработан ЦНПО "Вымпел" в 1971 г. под руководством А.Г.Басистова. Проектом предусматривалось создание трех стрельбовых комплексов "Амур" на расстоянии 600-800 км от Москвы и трех комплексов ближнего перехвата системы , что позволило бы минимизировать ущерб от использования в дальнем эшелоне ПРО противоракет с ядерными БЧ и повысить надежность перехвата атакующих боеголовок. В декабре 1971 г. завершен аванпроект системы А-135 (НИИ радиоприборостроения - НИИРП - Минрадиопрома СССР), аванпроект стрельбового комплекса "Амур" (НТЦ ЦНПО "Вымпел", главный конструктор - А.Г.Басистов). Разработка противоракеты А-925 / 51Т6 поручена МКБ "Факел", главный конструктор - П.Д.Грушин.

Памятник - габаритно-электронный макет ракеты 51Т6 - перед КПП дивизии ПРО в Софрино, Подмосковье, 03 марта 2010 г. (фото АлександЕр, ).

Памятник ракете 51Т6 и транспортная машина комплекса ПРО перед КПП дивизии ПРО в Софрино, Подмосковье, 6 мая 2007 г. ().

Памятник ракете А-925 в г.Приозерске (без стартовой ступени), полигон Сары-Шаган ().

Установка ракеты 51Т6 в ТПК 81Р6, Подмосковье ()
Создание системы ПРО А-135. После заключения Договора по ПРО (в июне 1972 г.) начато перепроектирование системы ПРО и стрельбового комплекса "Амур" под размещение всех средств на площади диаметром 100 км, комплексы были исключены из состава системы, а ракеты, создававшиеся для этих комплексов - будущие 53Т6, конструкторский индекс ПРС-1, были включены в ближний эшелон системы А-135. Разработкой откорректированного проекта руководил А.Г.Басистов Эскизный проект системы А-135 в 1973 г. предложен МО СССР и с некоторыми замечаниями одобрен в конце 1973 г. В том же 1973 г. главным конструктором системы ПРО А-135 назначен А.Г.Басистов )с октября 202 г. - Ю.Ф.Воскобоев).
В качестве РЛС с ФАР системы рассматривались следующие варианты:
- РЛС «Дон-2Н» (РТИ, гл.конструктор В.К. Слока),
- РЛС «Неман» (НИИДАР, гл.конструктор Ю.Г. Бурлаков),
- РЛС «Истра-2» (НИИРП, гл.конструктор Г.В. Кисунько).
В 1974 г. после подписания Протокола к Договору по ПРО под руководством А.Г.Басистова разработан третий вариант проекта системы ПРО А-135. В 1975 г. состоялось обсуждение проекта системы в МО СССР, проект отправлен на доработку с некоторыми замечаниями. В 1975 г. А.Г.Басистов назначен генеральным конструктором СКБ-2 ЦНПО "Вымпел" - проектировщика систем ПРО г. Москвы (до самой кончины 16.09.1998 г.), первым заместителем А.Г.Басистова по системе А-135 назначен М.Г.Минасян. Эскизный проект системы ПРО А-135 с устранением замечаний заказчика разработан в 1976 г. В состав системы по эскизному проекту были включены (по сути - в состав стрельбового комплекса "Амур"):
- командно-вычислительный пункт;
- система передачи данных и связи;
- стрельбовой комплекс в составе многофункциональной РЛС "Дон-2Н" и стартовых позиций 51Ж6 противоракет двух эшелонов; технические позиции подготовки ракет.
Разработка технического проекта и создание системы ПРО А-135 - 1976-1989 г.г. Система создавалась в качестве двухэшелонной системы с дальними противоракетами 51Т6, представлявшими из себя развитие противоракет системы ПРО и средними противоракетами разработки МКБ "Новатор", главный конструктор Лев Люльев, создававшимися в рамках проекта универсального комплекса КБ-1. Объекты системы ПРО проектировались разнесенными друг от друга на расстояние до 100 км. В системе А-135 предполагалось использование противоракет с ядерными БЧ. Строительство полигонного образца "Амур-П" начато в 1976 г. Постановление СМ СССР №585-119 о строительстве системы А-135 в Подмосковье вышло 7 июня 1978 г. Строительство объектов системы ПРО А-135 начато в 1980 г. и завершено в 1983 г.
В 1984-1987 г.г. производилась доработка систем для сопровождения маневрирующих баллистических целей (в связи с размещением БРСД "Першинг-2" в Европе). По состоянию на лето 1986 г. на объектах системы ПРО А-135 велся монтаж оборудования, на РЛС "Дон-2Н" шёл монтаж автономного источника энергоснабжения, велось строительство шахтных ПУ ракет по графику и с отставанием от графика ракет 51Т6.
Ракета ПРО А-925 / 51Т6. Разработка заатмосферной ракеты А-925 начата в МКБ "Факел" под общим руководством П.Д.Грушина, ведущий конструктор - В.А.Ермоленко (с 25.09.1991 г. - генеральный конструктор В.Г.Светлов) в декабре 1971 г. одновременно с завершением аванпроектов системы ПРО А-135 и стрельбового комплекса "Амур". Эскизный проект ракеты защищен в конце 1973 - начале 1974 годов. Переработанный проект принят в 1976 г. Окончательный проект принят в 1978 г., серийное производство велось на ММЗ "Авангард". Первый бросковый пуск ракеты А-925 произведен на полигоне Сары-Шаган в марте 1979 г. В декабре 1979 г. - первый пуск в составе комплекса "Амур-П". Серийное производство ракет начато на московском машиностроительном заводе "Авангард" в 1980 г. Поставка ракет в состав московской системы ПРО А-135 начата в 1990 г. и завершилась в 1992 г.
Ракета ПРО ПРС-1 / . Разработка атмосферной ракеты ПРО средней дальности велась МКБ "Новатор", главный конструктор Лев Люльев, на базе и с использованием результатов работы по ракете 5Я26 системы ПРО . Ракета системы ПРО А-135 описана в отдельной статье - .
Полигонный комплекс А-135 "Амур-П". Решение о создании полигонного образца системы ПРО А-135 - "Амур-П" 5Ж60П для испытаний компонентов и системы вцелом принято в 1974 г. Строительство и развертывание полигонного комплекса системы ПРО - 1976-1979 г.г. В состав комплекса входят РЛС ДРЛО "Дон-2НП" (полигонный образец), командно-вычислительный пункт 5К80П с ЭВМ "Эльбрус", стрельбовой комплекс и система передачи данных 5Я67. К 1978 г. на полигоне Сары-Шаган завершено создание стрельбового комплекса А-135 "Амур-П" 5Ж60П. Испытания ракет А-925 / 51Т6 и других средств системы велись на 6-й площадке 10-го Государственного Научно-Исследовательского полигона Сары-Шаган с 1979 по 1982 г.г. Заводские полигонные испытания комплекса с аппаратурой первого этапа начаты в ноябре 1982 г. и завершены в марте 1984 г. (проведено 8 пусков ракет 51Т6 в т.ч. 4 в составе комплекса; 5 пусков ракет в т.ч.4 в замкнутом контуре управления; 9 проводок попутных баллистический целей, 27 проводок ИСЗ, производились облеты самолетами, циклы моделирования и функционального контроля комплекса). В 1986 г. проведены испытания комплекса с ЭВМ "Эльбрус-1" и спецвычислителем (аппаратура первого этапа).
Установка аппаратуры второго этапа с ЭВМ "Эльбрус-2" на полигонном комплексе производилась с марта 1984 г. по октябрь 1987 г. Испытания системы А-135 "Амур-П" с аппаратурой второго этапа проводились с марта по октябрь 1987 г. (проведено 2 пуска ракет 51Т6, 5 пусков , 2 проводки заказных баллистических целей и 36 попутных мишеней). По результатам испытаний сделан вывод о соответствии ТТХ комплекса заданным, в том числе для маневрирующей БРСД типа «Першинг-2». После некоторых доработок системы проведен еще один этап контрольных испытаний полигонного образца - январь-июль 1988 г. (выполнено 2 пуска 51Т6, 3 пуска , 5 проводок заказных мишеней и 16 попутных мишеней).
Ввод системы А-135 в строй. Государственные испытания системы А-135 около Москвы начаты в 1989 г. При этом на полигонном комплексе "Амур-П" в рамках гос.испытаний проводились пуски противоракет - 3 пуска 51Т6 и 4 пуска серийных 53Т6, сделано 14 праводок баллистических целей. При испытаниях системы ПРО было уделено значительное внимание оценке эксплуатационных, конструктивных и надежностных характеристик, оценке помехозащищенности (использовался специальный помеховый комплекс). Проведены транспортные и ресурсные испытания ракет, транспортных и установочных машин, исследовано воздействе газовой струи стартующих ракет на элементы стартовой позиции и их взаимное влияние при пусках с интервалом 1 секунда. Проведены испытания хранением двух ракет в горизонтальном положении и двух двигательных установок ракет 51Т6 в горизонтальном и вертикальном положениях сроком 10 и 11 лет соответственно.
Государственные испытания системы А-135 на полигонном комплексе «Амур-П» успешно завершены в декабре 1989 г. и в декабре 1990 г. система принята в опытную совместную эксплуатацию. В это же время на комплексе «Амур-П» проводились экспериментальные работы по расширению возможностей системы А-135 в части снижения нижней и увеличения дальней границ зоны поражения , увеличения маневренности, а также оснащения новой (неядерной ?) боевой частью по программе «Самолет-М» (проведено 5 пусков ).
Поставка ракет А-925 / 51Т6 и ПРС-1 / на дежурство в составе системы ПРО А-135 начата в 1990 г. 11 февраля 1991 г. войсковые части ПВО заступили на опытное боевое дежурство на комплексе А-135. Комплектация система А-135 ракетами завершена в 1992 г. и 17 февраля 1995 г. вышел Указ Президента России Б.Н.Ельцина о восстановлении работоспособности системы ПРО А-135, обеспечении постоянной эксплуатации системы и начале работ по её модернизации. Система ПРО Москвы А-135 принята на вооружение ВС России в составе двух позиций по два стрельбовых комплекса на каждой. Система поставлена на боевое дежурство 1 декабря 1995 г. и в 1996 г. система ПРО А-135 официально принята на вооружение войск ПВО России. Главный конструктор системы ПРО А-135 с октября 2002 г. Ю.Ф.Воскобоев. По состоянию на 2004 г. система ПРО А-135 входит в состав 9-й дивизии ПРО космических войск ВС России. В 2006 г. ракеты 51Т6 сняты с вооружения.
На комплексе 5Ж60П "Амур-П" за всё время его эксплуатации проведено 19 пусков ракет 51Т6, 37 пусков ракет, 28 проводок заказных баллистических целей и 1900 циклов моделирования. Комплекс по одним данным снят с вооружения в 1990 г., но фактически (согласно отчетам НИИРП) принимает участие в натурных работах по созданию новых поколений средств ПРО (по состоянию на 2009 г.).
В соответствии с постановлением СМ СССР от 15.07.1985 г. №661-202 ОАО НИИРП, как правопреемник ГП НИИРП, является головным предприятием России по многоэшелонной системе ПРО в целом, по наземной системе ПРО и системе информационного обеспечения системы ПРО. В соответствии с постановлением СМ СССР от 27.01.1986 г. №139-49 и распоряжением СМ России от 04.11.1993 г. №1988-р НИИРП является ведущим предприятием России по разработке перспективных плазменных и СВЧ технологий. Согласно Указу Президента России от 17.02.1995 г. №163 НИИРП определено головным предприятием по модернизации и совершенствованию системы ПРО г. Москвы - системы РТЦ-181 - и созданию системы .
Система управления и наведение - в ходе НИОКР по РЛС для системы А-135 рассматривались в качестве вариантов:
- РЛС с ФАР с широкополосным зондирующим сигналом: РЛС «Дон-2Н» (РТИ, гл.конструктор В.К. Слока, проект 5Н12Н)
- РЛС «Неман» (НИИДАР, гл.конструктор Ю.Г. Бурлаков)
- РЛС «Истра-2» (НИИРП, гл.конструктор Г.В. Кисунько).
Комплекс 5Ж60 (5Ж60П - полигонный прототип) - наведение противоракет и управление комплексом осуществляется командно-вычислительный пунктом 5К80 с РЛС с 4 неподвижными ФАР с широкополосным зондирующим сигналом 5Н20 "Дон-2Н" / PILL BOX (г.Софрино-1, объект 2311). Прототип - РЛС 5Н20П "Дон-2НП" / HORSE LEG ("П" - полигонный вариант комплектации, прототип) - установлен на полигоне в Сары-Шагане. Разработка РЛС "Дон-2Н" велась Радио-Техническим Институтом Минрадиопрома СССР с 1972 г., главный конструктор В.К.Слока, главный конструктор антенных систем Г.Г.Бубнов. На первом этапе создавалась РЛС с аналоговой обработкой сигналов и с вычислительным комплексом "Эльбрус-1", на втором этапе - РЛС с цифровой обработкой сигналов и ВК "Эльбрус-2". строительство РЛС "Дон-2Н" начато в 1979 г., строительство завершено в 1981 г., монтаж и настройка оборудования завершены в 1986 г. По состоянию на 2009 г. РЛС 5Н20П является рабочей и участвует в натурных работах полигонного стрельбового комплекса "Амур-П" 5Ж60П (отчет НИИРП, 2008 г.).
Диапазон - сантиметровый
Габариты сооружения - 130 х 130 х 45 м
Диаметр антенны - 16 м
Излучаемая мощность – 250 МВт
Дальность обнаружения баллистических целей - 1200-1500 км (по др.данным до 3700 км)
Дальность обнарудения космических целей - 600-1000 км
Углы обзора РЛС по азимуту - 360 град.
Точность измерения координат:
- по дальности – 200 (100) м
- по углу места – 0,02-0,04 (0,06) град.
Количество одновременно сопровождаемых баллистических целей - до 100 шт (до 30 по др.данным)
Количество одновременно наводимых противоракет - несколько десятков (не более 100 шт) - по некоторым неподтвержденным данным - 36 шт (16 51Т6 и 20 53Т6).
Время оповещения – до 9 минут (?)

Полигонная РЛС "Дон-2НП" / HORSE LEG ()

Полигонная РЛС "Дон-2НП", полигон Сары-Шаган, 26.10.2010 г. (фото - Михаил Ходаренок, ).

Строительство РЛС "Дон-2Н", ориентировочно 1980-1981 г.г. (Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США)

РЛС "Дон-2Н", начало 2000-х годов ()

РЛС "Дон-2Н" / PILL BOX системы ПРО А-135 в Пушкино под Москвой, ориентировочно 2005-2008 г.г. (). мандно-вычислительный пункт системы ПРО 5К80 с вычислительной системой "Эльбрус" (г.Пушкино Московской области) разработан СКБ-2, разработчики - А.Г.Басистов и В.С.Бурцев. Прототип - 5К80П ("П" - полигонный вариант комплектации, прототип с вычислителем 65И6) - установлен на полигоне в Сары-Шагане. Элементы комплекса были разнесены на расстояние до 100 км (РЛС, КП, ПУ ракет, технические позиции подготовки ракет) и связаны между собой системой передачи данных 5Я67. Боевое управление комплексом перехвата происходит полностью в автоматическом режиме. В 2004 г. МО России (в/ч №53145) заключило договор с НИИРП на проведение ремонтных работ на КВП 5К80, которые начаты НИИРП совместно с "Роспромом" в 2005 г.
Вычислительный комплекс "Эльбрус" (разработки Института точной механики и вычислительной техники РАН СССР, главный конструктор В.С.Бурцев) - многопроцессорная вычислительная система с распараллеливанием вычислений, быстродействие более 100 млн. операций в секунду. Модульная архитектура, позволяющая вести замену модулей без остановки системы. Аппаратная поддержка основных конструкций языков программирования высокого уровня. В системе используются прецизионные высокочастотные печатные платы и систем отвода рассеиваемой мощности. Для подготовки к испытаниям системы "Эльбрус-1" в 1975 г. создана экспериментальная группа, которая в течение трех лет готовила систему к испытаниям. Испытания комплекса "Эльбрус-1" велись с 1978 по 1980 годы на НПО "Алмаз" (п/я А-3162). В 1985 г. успешно завершены государственные испытания модернизированной системы "Эльбрус-2" (главный конструктор В.С.Бурцев).

Оборудование вычислительного центра КВЦ 5К80 системы ПРО А-135 с ЭВМ "Эльбрус-2", 1990-е годы ()

Пульт управления ЭВМ "Эльбрус-2" ()
Особенностью ракет А-925 является большая автономность в процессе наведения и большее количество аппаратуры наведения на борту ракеты. Противоракета оснащена командно-инерциальной системой управления с БЦВМ (впервые примененной на ракетах такого класса). Бортовая аппаратура и БЦВМ противоракеты выполнены в радиационностойком исполнении. Обеспечена функционирование системы А-135 при перерывах связи "земля-борт". На ракете А-925 впервые в отечественной и зарубежной практике создана энергосистема с применением серебряно-цинковых батарей (разработка ВНИИТ под руководством Н.С. Лидоренко) с системой электрогидравлических приводов объемного регулирования с модульным исполнением (производство ХАКБ под руководством главного конструктора В.К. Мокроуза). Для электрогидравлической системы не требовалась дозаправка рабочей жидкостью в период эксплуатации. Отказов в процессе отработки и эксплуатации не обнаружено (разработка системы - А.И. Сергеев). Управление направлением полета на атмосферном участке осуществлялось с помощью аэродинамических рулей. На заатмосферном участке полета управление курсом осуществлялось четырьмя поворотными двигателями блока управления. Система управления ракетой предполагала возможность перенацеливания ракеты в процессе полета.
В ходе отработки полигонного образца системы ПРО "Амур-П" отработаны следующие методики проверки и испытаний без реального пуска ракет:
- «Ангар» – проверка работы РЛС системы с контрольным бортом бортовой радиоаппаратуры противоракеты, расположенной на земле;
- «Лежачий пуск» – проверка функционирования комплекса по захвату противоракеты, проходящей подготовку на технической позиции, с установлением радиосвязи через выносную антенну; при моделировании на ракете задействовались все системы управления без включения двигателей.
- «Холодный пуск» – проверка всех средств комплекса в режиме подготовки и проведения пуска с отработкой всех операций, в том числе необратимых, на противоракете, установленной в ШПУ стартовой позиции, с подрывом пиропатронов в вынесенных бронекассетах;
- «Электронный пуск» – проверка функционирования средств комплекса при работах по натурным попутным или имитируемым баллистическим целям с использованием программных имитаторов противоракет ближнего и дальнего перехвата.
РЛС с ФАР «Неман» (НИИДАР, гл.конструктор Ю.Г. Бурлаков) рассматривалась в качестве возможной РЛС системы ПРО А-135. РЛС с ФАР с широкополосным зондирующим сигналом. По решению комиссии президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам №241 от 21.09.1970 г. на полигоне Сары-Шаган создан полигонный образцец РЛС «Неман-П». РЛС проектировалась как РЛС ДРЛО. Строительные работы начаты в январе 1971 г. и продолжались до 1977 г. Строительство велось медленно, сроки неоднократно корректировались. Монтаж и настройка технологической аппаратуры проводились по мере готовности помещений. В ходе создания полигонной РЛС были изменены требования к ней, разработано новое техническое задание на станцию, которое определило и ее новое назначение - обеспечение исследований по селекции головных частей баллистических ракет и испытаний комплексов средств преодоления ПРО. Для этих целей РЛС имеет принципиально новые возможности благодаря использованию высокоинформативных зондирующих сигналов. В 1976 г. силами промышленности и в/ч 03080 впервые в отечественной практике произведена склейка диэлектрической линзы приемной антенны РЛС подобного типа и назначения. В 1977–1978 г.г. в ходе первого этапа конструкторских испытаний РЛС «Неман-П» проверено ее функционирование по реальным целям - результаты подтвердили правильность технических решений аппаратуры РЛС. Второй этап конструкторских испытаний завершен в мае 1980 г. С 1980 по настоящее время с использованием РЛС "Неман-П" ведутся исследования средств преодоления ПРО.
Базирование - ПУ шахтного типа в составе стрельбового комплекса 51Ж6, пуск из ТПК 81Р6 - разработки ГСКБ "Спецмаш" под руководством В.П.Бармина.
Установочный агрегат (автоприцеп)
Транспортная машина ТМ112 на шасси МАЗ-547.

Позиционный район системы ПРО и системы А-135 около Наро-Фоминска, 14.09.2006 г. ()

Транспортная машина ТМ112 с ТПК 81Р6 ракеты 51Т6 (). Ракета 51Т6:
Двигатели:
- 1 ступень - РДТТ разработки казанского МКБ "Союз", генеральный конструктор П.Ф.Зубец
Время работы - 5 с
- 2 ступень - маршевый ЖРД от ракеты А-350 комплекса ПРО разработки ленинградского НПО им. В.Я.Климова, центральная маршевая камера и 4 управляемых поворотных камеры. Двигатель мог многократно запускаться в процессе полета, так же обеспечивалась полная выработка компонентов топлива.
Конструкция: ракета двухступенчатая, состоит из хвостового отсека 1 ступени, двигателя 1 ступени, переходного отсека, хвостового отсека 2 ступени, топливного отсека 2 ступени, приборного отсека и головной части.

Ракета 51Т6 - хвостовой блок стартовой ступени и маршевая ступень, ТВ-передача и покадровая реконструкция (c) 2010 г. Длина - 19.8 м (22 м по др.данным)
Длина 1 ступени - 8 м
Длина 2 ступени - 7 м
Диаметр - 2.57 м
Масса - 45000 кг (скорее всего, 33000 кг по др. сомнительным данным)
Дальность действия - 320-350 км
Дальность действия предельная - 600 км
Дальность действия предположительно возможная - около 900 км
Технически система А-135 с ракетами А-925 / 51Т6 способна сбивать низкоорбитальные спутники.
Тип БЧ - А-925 / 51Т6 - ядерная мощностью до 10-20 кТ или от 1 Мт до 2-3 Мт (по др. данным) или 1.4 Мт (по третьим данным) разработки ВНИИЭФ (г.Арзамас-16) под общим руководством Ю.Харитона. В процессе разработки мощность БЧ снижена в 2 раза (в целях снижения воздействия на элементы системы ПРО).
С 1998-1999 г.г. ядерные заряды хранятся отдельно на базах за пределами Московской области, время для их установки на ракеты - от 12 часов до 2-3 суток (эту информацию в 1997 г. опровергает главный конструктор системы А.Г.Басистов). Модификации и обозначения:
Система ПРО А-135 "Амур-П" / 5Ж60П (1978 г.) - полигонный вариант системы ПРО А-135 (Сары-Шаган) с ракетами 51Т6 и 53Т6;
Система ПРО А-135 "Амур" / 5Ж60 (1995 г.) - система ПРО административно-промышленного района г.Москва;
Ракета А-925 / 51Т6 - ABM-4 GORGON / SH-11 (1979 г.) - заатмосферная ракета системы ПРО А-135 большой дальности;
Габаритно-электронный макет ракеты 51Т6 - полный макет ракеты со всем электронным оборудованием с инертной БЧ и инертными двигателями. Использовался в система ПРО для моделирование предполетной подготовки, работы системы перехвата, тренировок.

Памятник ракете А-925 в г.Приозерске (без стартовой ступени), полигон Сары-Шаган ().

Старт ракеты 51Т6, комплекс "Алдан", полигон Сары-Шаган (фото из архива sneaker53, ). более подробно здесь
Российская ПРО
К сожалению больше информации в открытых источниках нет .Система А-235 / РТЦ-181М / ОКР "Самолет-М", комплекс 58Р6, ракеты 53Т6М / 45Т6 Многоканальная система ПРО. Разработка модернизированного варианта системы ПРО задана Постановлением СМ СССР №585-119 о строительстве системы , которое вышло 7 июня 1978 г. Проектирование системы велось НИИРП ЦНПО "Вымпел" с 1986 г., генеральный конструктор - А.Г.Басистов (по 1998 г.), главный конструктор - Б.П.Виноградов. В соответствии с постановлением СМ СССР от 15.07.1985 г. №661-202 НИИРП, как подразделение ЦНПО "Вымпел", является головным предприятием России по многоэшелонной системе ПРО в целом, по наземной системе ПРО и системе информационного обеспечения системы ПРО. Первый эскизный проект системы ПРО А-235 вероятно защищен в 1985-1986 г.г.
Изначально система А-235 планировалась трехэшелонной: дальний эшелон с ракетами ПРО , средний эшелон - стрельбовой комплекс 58Р6, ближний эшелон - ракеты ПРС-1М / 45Т6 (результат модернизации ракет).
Государственный контракт №406/1591 от 31.01.1991 г. заключен с НИИРП на проведение модернизации системы ПРО, работы по расширению боевых возможностей системы в части увеличения дальней границы зоны поражения, увеличения маневренности ракеты, а также оснащения ракет новой боевой частью (всё вместе - ОКР "Самолет-М"). Наименование ракетно-технического комплекса модернизированной системы ПРО Москвы - РТЦ-181М. Срок готовности модернизированного варианта по госконтракту - 2015 г. Согласно Указу Президента России от 17.02.1995 г. №163 НИИРП определено головным предприятием по модернизации и совершенствованию системы ПРО г. Москвы - системы РТЦ-181 - и созданию системы РТЦ-181М. Генеральный конструктор - А.Г.Басистов. После смерти А.Г.Басистова в 1998 г. генеральным конструктором НИИРП становится Б.П.Виноградов.
Все данные по системе носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.

Предположительно на кадре либо проведение натурных работ БРУЦ-Б с ракетой либо, возможно, один из прототипов ракет для дальнего эшелона системы ПРО А-235 / ОКР "Самолет-М", октябрь-ноябрь 2007 г. (кадр из фильма Вадима Старостина, )
По неподтвержденным данным, отработка будущих элементов системы велась в начале 1990-е годы на стрельбовом комплексе "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган. Проводились экспериментальные работы по расширению возможностей системы А-135 в части увеличения дальней границы зоны поражения и других работах по программе «Самолет-М» (проведено 5 пусков 53Т6).
НИИРП в период с 1992 г. по 2002 г. претерпел значительные изменения. Производственно-техническая база НИИРП претерпевает существенные изменения (сокращения). 23 апреля 2002 г. находясь на посту Президента России В.Путин подписывает указ о включении НИИРП в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей».
По состоянию на 2001 г. (директор НИИРП - Сергеев В.К.) в случае получения финансирования планировалось начать работы по совершенствоанию функционально-программного обеспечения (ФПО) системы ПРО, модернизации многофункциональной РЛС 5Н20 и вычислительных средств командно-вычислительного центра системы. Планировалось использовать наработки по ЭВМ "Эльбрус-3М" и микропроцессоров "Эльбрус-90".
По состоянию на 2005 г. заказчиком темы ОКР "Самолет-М" являются Космические войска России (в/ч №53145). Финансирование работ по ОКР в 2005 г. уменьшено. В 2006 г. ожидалось увеличение финансирования ОКР "Самолет-М" в три раза. Головным исполнителем темы ОКР является НИИ радиоприборостроения (НИИРП), генеральный конструктор - С.А.Подлепа (с 2004 г.). Окончательное ТТЗ на модернизацию системы ПРО Москвы утверждено Генеральным штабом МО России в ноябре 2007 г. По состоянию на 2008-2009 г.г. в ОКР "Самолет-М" участвует и ОАО "Радиотехнический институт им. академика А.Л.Минца" (РТИ, см. отчеты за 2008-2009 г.г.). Положительное заключение МО России на эскизный проект модернизированной системы ПРО РТЦ-181М выдано до 2009 г.
Судя по всему, система А-235 создается в качестве замены системы ПРО по теме ОКР "Самолет-М". Предположительно, аналогично , система включает в себя два или три эшелона ПРО. Возможно, что ракеты дальнего действия разрабатываются МКБ "Факел" с использованием наработок по ракете . По состоянию на 2004 г. в СМИ сообщалось о разработке ракет малой дальности 45Т6 в ОКБ "Новатор".
В 2009 г. ОАО "РТИ" выполнило работы по модернизации приемных секций и заготовлен комплект модернизированных передающих секций РЛС 5Н20 "Дон-2Н" под Москвой. 29 октября 2009 г. проведен пуск противоракеты типа 53Т6 средствами полигонного комплекса "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган в рамках ОКР "Самолет-М" (см.отчет РТИ за 2009 г.). Подразделениями концерна ПВО "Алмаз-Антей" в 2009 г. ведется техническое проектирование составных частей системы РТЦ-181М (ОКР "Самолет-М").
Возможно, что по ОКР "Самолет-М" разрабатывается модернизация программно-аппаратного комплекса системы РТЦ-181 с проведением натурных испытаний на полигонном стрельбовом комплексе 5Ж60П "Амур-П" с использованием РЛС 5Н20П "Дон-2НП". Так же возможно, что в рамках ОКР создается новый стрельбовой комплекс 58Р6 и улучшенный вариант противоракеты типа с неядерной боевой частью, увеличенной дальностью и высотой поражения. Стоимость работ по ОКР "Самолет-М" в госконтракте составляет суммарно более 8.5 млрд. руб. В том числе НИИРП выполнено в 2008 г. работ на сумму свыше 850 млн. руб., запланировано на 2009 г. – около 1250 млн. руб., на 2010 г. – около 1700 млн. руб., на 2011 год – около 1500 млн. руб.
Система управления и наведение: командное наведение, возможно, на конечном этапе предполагается использование ГСН на противоракете (45Т6). Вероятно, в системе ПРО используются РЛС "Дон-2Н" / 5Н20 и полигонная "Дон-2НП" / 5Н20П с обновленной программно-аппаратной частью. Вцелом работа систем наведения противоракет скорее всего аналогична системе ПРО .
Пусковые установки - вероятно, шахтного типа или мобильные, в составе стрельбового комплекса 58Р6 и, возможно, в составе других стрельбовых комплексов.
Ракеты системы ПРО А-235.
Предположительно, дальний эшелон системы ПРО составляют ракеты разработки МКБ "Факел" аналогичные ракетам . Средний эшелон (если он сохранился в проекте системы), возможно, включает в себя комплекс перехвата 58Р6 с ракетами неизвестного типа. Ближний эшелон, по нашему мнению, включает в себя модернизированные ракеты 53Т6М / ПРС-1М / 45Т6 разработки ОКБ "Новатор" (результат модернизации ракет).
Двигатели: вероятно, на всех типах противоракет используются РДТТ на современных смесевых топливах;
ТТХ ракет (предположительные):
| Дальний эшелон | Средний эшелон | Ближний эшелон | |
| Наименование ракеты / комплекса | развитие | комплекс 58Р6 | 53Т6М / ПРС-1М / 45Т6 |
| Дальность действия | до 1000-1500 км | ||
| Высота поражения | 50 ? - 500-800 км | 15 ? - 120 км ? | 15 - 40 км ? |
Типы БЧ:
- ядерная
- обычная (возможно) на ракетах второго-третьего эшелона. Теоретические проработки системы в принципе позволяют создание безъядерной БЧ с высокой вероятностью поражения баллистической цели.
Статус: СССР / Россия
- 1978 г. 7 июня - разработка системы ПРО А-235 задана Постановлением СМ СССР №585-119 о строительстве системы .
- 1985 г. 15 июля - постановлением СМ СССР №661-202 ОАО НИИРП, как правопреемник ГП НИИРП и, соответственно, ОКБ "Вымпел", назначен головным предприятием СССР и России (позже) по многоэшелонной системе ПРО в целом, по наземной системе ПРО и системе информационного обеспечения системы ПРО
- 1986 г. - начало проектирования системы ПРО А-235 ЦНПО "Вымпел". Генеральный конструктор - А.Г.Басистов (по 1998 г.), главный конструктор - Б.П.Виноградов.
- 1991 г. 31 января - между МО СССР и НИИРП заключен Государственный контракт №406/1591 на проведение ОКР "Самолет-М" - модернизацию системы ПРО Москвы до уровня РТЦ-181М. Срок готовности модернизированного варианта по контракту - 2015 г.
- 1990-е годы начало - по неподтвержденным данным на стрельбовом комплексе "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган проводились экспериментальные работы по расширению возможностей системы в части снижения нижней и увеличения дальней границ зоны поражения ракет , увеличения маневренности, а также оснащения новой (неядерной ?) боевой частью по программе «Самолет-М» (якобы проведено 5 пусков 53Т6).
- 1995 г. 17 февраля - согласно Указу Президента России №163 НИИРП определено головным предприятием по модернизации и совершенствованию системы ПРО г. Москвы - системы РТЦ-181 - и созданию системы РТЦ-181М.
- 2002 г. - НИИРП становится частью концерна ПВО «Алмаз-Антей».
- 2004 г. - в СМИ сообщалось о разработке ракет 45Т6 в ОКБ "Новатор".
- 2005 г. - в отчете НИИРП говорится, что заказчиком ОКР "Самолет-М" выступают Космические войска России (в/ч №53145).
- 2007 г. - в рамках работ по программе "Самолет-М" на РЛС 5Н20 проведены работы по модернизации системы визуализации, на полигонной РЛС 5Н20П проведены подготовительные работы для юстировки РЛС.
- 2007 ноябрь - окончательное ТТЗ на модернизацию системы ПРО Москвы утверждено Генеральным штабом МО России.
- 2008 г. - ГСКБ "Алмаз-Антей" защищено Дополнение к эскизному проекту по теме "Самолет-М", определяющее направление дальнейших работ по созданию стратегической системы ПРО. Выполнены все работы по Ведомости исполнения в рамках темы "Самолет-М". На полигоне отработаны новые идеи по совершенствованию фнукционального программного обеспечения (ФПО).
- 2008 г. - впервые за последние 25 лет НИИРП и смежниками изготовлены опытный образец вычислительной системы нового поколения на базе вычислительного комплекса "Эльбрус-3М1" и новая система хранения времени. В интересах продления срока службы командно-вычислительного пункта системы РТЦ-181 закончен значительный этап работ по модернизации вычислительного комплекса.
- 2009 г. 29 октября - проведен пуск противоракеты типа 53Т6 средствами полигонного комплекса "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган в рамках ОКР "Самолет-М" (см.отчет РТИ за 2009 г.)
- 2009 г. 30 ноября - начата реорганизация НИИРП с целью присоединения к ГСКБ "Алмаз-Антей".
- 2009 г. - уже есть информация о положительном заключении МО России на эскизный проект модернизированной системы ПРО РТЦ-181М от НИИРП. ОАО "Радиотехнический институт им. академика А.Л.Минца" выполнило работы по модернизации приемных секций и заготовлен комплект модернизированных передающих секций РЛС 5Н20 "Дон-2Н" под Москвой.
- 2010 г. - Радиотехнический институт (РТИ) проводит подготовку к натурным работам БРУЦ-Б ("Боевая Работа по Условной Цели Без пуска") по продлению срока службы ракет 53Т6 - подобный вид испытаний проводится с ракетами, расположенными на технической базе с имитацией всех режимов боевой работы командно-вычислительным центром, РЛС и другими компонентами системы, без пуска ракеты. Выполняется модернизация устройств передающей части и разработка компонентов боевых алгоритмов РЛС 5Н20.
