Канал имени Москвы

 

Современный канал — не просто залитая водой траншея, такой подход к гидроинженерии обречен на неудачу. Сейчас любой судоходный канал это сложнейший комплекс построек и механизмов, на проектирование и постройку которых уходят многие годы, и канал имени Москвы смело можно назвать именно таким сложнейшим комплексом. Кроме транспортной функции, каналы выполняют ещё и роль путей водоснабжения. 

Естественно, в России с ее огромной речной сетью, не могли обойти стороной такие возможности для расширения водных путей сообщения. Среди множества подобных построек особенное место занимает канал имени Москвы, связывающий столицу России и Волгу.

Первые подобные идеи подавались ещё в 1674 году — шведский инженер Пальмквист предлагал связать реки Цна и Тверца, соединив таким образом Каспий и Балтику.

Сегодня хотелось бы рассказать Вам еще об одном глобальном водном проекте Петра I – соединение рек Москва и Волга. В первую очередь этого требовали интересы торговли. Царя очень привлекло географическое положение рек Дубна и Сестра, и в 1722 году Петр I поручает инженеру Георгу Вильгельму де Генину спроектировать строительство канала на этом участке. Проект был выполнен. Он предусматривал соединение рек Москвы и Сестры в районе Рогачевской пристани, и таким образом создавался сквозной путь из Балтийского моря через Волгу и Москву в центральные районы России, соединив Истру, приток Москвы, с Сестрой и Дубной, питающими Волгу. Подъем воды на пути от Волги до Москвы должен был осуществляться с помощью 127 шлюзов. Но, ввиду несовершенства технических средств, отсутствия необходимых финансов и людских ресурсов реализацию проекта отложили до лучших времен...

О проекте Петра вспомнили только спустя 100 лет, в царствование Николая I. По одной из версий канал понадобился для того, чтобы обеспечить доставку мрамора и гранита с Волги в Москву для возведения храма Христа Спасителя. В 1824 году Николай I поручает разработку нового проекта канала генерал-майору Михаилу Николаевичу Бугайскому. И уже в 1826 году по этому проекту в верховьях Сестры начались строительные работы, длившиеся более 20 лет. 
Общая протяженность водного пути составила 214 верст (примерно 292 км). Его основная нагрузка приходилась на русла рек Истры (впадающей в Москва-реку) и Сестры (сообщающейся с верховьями Волги). В районе Солнечной горы, где ныне расположился город Солнечногорск, Сестру и Истру соединили 8-ми километровым соединительным каналом, ширина которого составляла 45 м. Для пополнения канала водой около деревни Загорье соорудили дамбу, протяженностью около двух километров, и в долине речек Сестра и Мазиха образовалось водохранилище объемом 12,6 млн. м3 «Подсолнечное», более известное как Сенежское озеро, по одной из версий, названное так по погосту, а по другой, по имени любимого коня Екатерины II — Cенешаля. 
Реки Сестра и Истра были спрямлены. На Истре было построено 13, а на Сестре 20 деревянных и каменных шлюзов таких же размеров, как на Тихвинской водной системе.

В 1850 году водный путь Москва – Волга, был торжественно открыт. Если посмотреть на эту водную систему в целом, то путь по ней проходил так: по Москва-реке (69 км), Истре (91 км), деривационному каналу (14 км), соединительному каналу (8,5 км), деривационному каналу вдоль Сестры (66, 7 км), по самой Сестре (32 км) и Дубне (10, 6 км). Пропускная способность водного пути была рассчитана на 3 тыс. небольших судов в год, в навигацию по нему сплавляли баржи, перевозившие каменные блоки весом до 30 тонн. На тихоходных участках баржи вытягивали бечевой бурлаки. 

Водная система просуществовала 10 лет. Уже в 1851 году заработала Николаевская железная дорога из Петербурга в Москву, составившая водному транспорту неоспоримую конкуренцию, и в 1860 году Екатерининский канал был закрыт, шлюзы разобраны и распроданы.

Есть даже версия, что из одного из таких шлюзов Солнечногорский купец Самохвалов построил лучшее здание в городе, в котором в настоящее время располагается городская администрация. Больше о канале не вспоминали, и постепенно он превратился в заросший ручеек, о котором мало знают даже местные жители

Варианты проектов постройки канала, соединяющего Москву с Волгой

Время для полноценной реализации идеи наступило только в первой половине 20 века. И продиктовано это было не только желанием создать удобный водный путь. Дело в том, что население Москвы очень быстро разрасталось — к 1925 году оно составляло 3 миллиона человек. Но система водоснабжения оставалась старой, завязанной на Москву-реку. Такая ситуация привела к тому, что в начале тридцатых годов водную артерию столицы можно было свободно перейти вброд.

В сутки на каждого жителя Москвы приходилось 88 литров воды, в то время как в других мегаполисах мира норма составляла около 500 литров. Высшее руководство страны серьезно озаботилось проблемой водоснабжения.

Значение канала многогранно. Помимо водоснабжения столицы и примыкающих к ней районов, он служит источником дополнительного питания для реки. В результате условия судоходства по Москве-реке в черте города и ниже по течению значительно улучшились. После открытия судоходных Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов, Москва стала «портом пяти морей». Водные артерии соединили ее с Азовским, Каспийским, Балтийским и Белым морями.

Канал Москва-Волга не был первым. В 1934 г. вошел в строй Беломорско-Балтийский канал, соединивший кратчайшим путем Белое и Каспийское моря и вновь освоенные северные земли с южными, центральными и северо-западными. С его постройкой путь из Ленинграда в Белое море стал на 4000 км короче. Габариты судового хода и шлюзов обеспечивали в то время прохождение всех типов речных судов, а также морских лихтеров. Для преодоления водораздела построено 19 шлюзов, из них 7 на южном склоне и 12 на северном. Из общей протяженности пути на долю искусственных каналов приходится 43 км и на долю озер, водохранилищ и рек - 184 км.

Всего было предложено три проекта, в конце концов Совет народных комиссаров СССР утвердил Дмитровский проект и 1 июня 1932 года постановил начать работу над каналом.

Вот так эвакуировали крестьянские дома перед постройкой канала

При сооружении канала приходилось эвакуировать население — 7505 крестьянских хозяйств были перенесены в безопасные места. Причем некоторых «переносили» буквально — разбирали в доме печь, поднимали на домкратах дом и перевозили на платформах с помощью трактора.

Каналоармейцы

Большую роль в создании канала сыграла структура исправительных лагерей. Как и при сооружении Беломорканала, активно использовался труд заключенных. Был даже построен отдельный лагерь — Дмитровлаг. По некоторым данным, через него прошло около миллиона людей. Невозможно установить и количество погибших — по разным данным до 22000. Последняя цифра очень спорная и по понятным причинам не возможно установить точные цифры. Условия для рабочих (которым дали красивое имя «каналармейцы») были, мягко говоря, несоответствующими.

           

Позже в советской литературе упоминалось большое количество техники, задействованной при строительстве — 171 экскаватор (для сравнения — при постройке Панамского канала их было 50), 160 паровозов, около 3 тысяч автомобилей. Но некоторые современные исследователи указывают, что парк техники появился только под конец строительства.

К сожалению, не так легко установить истину в этом вопросе, но определенно техническое оснащение и уровень проведения работ на то время были достаточно высокими. 4 июня 1937 года ЦК ВКП(б) постановил открыть канал для грузового судоходства с 15 июля.

Интересно, что при первом запуске воды строители не успели убрать оставшиеся инструменты и материалы и пришлось организовывать траление для вылова мусора. Строительство 128 километров канала Москва-Волга (привычное название «имени Москвы» канал получил в 1947 году в честь 800-летия Москвы) заняло 4 года и 8 месяцев — для сооружения такого масштабного проекта это действительно небольшой срок. Для сравнения, Панамский канал протяженностью 81 км строили 30 лет!

 1937 год. Друзья-архитекторы канала Москва-Волга после награждения орденами Трудового Красного Знамени. Слева А.Л. Пастернак, сверху Г.Г. Вегман, справа Д.В. Савицкий, внизу В.Я. Мовчан.

  Схема типового шлюза Канала имени  Москвы

Шлюз №4 на Канале имени Москвы

Пассажирские пароходы в 6 шлюзе, Канал имени Москвы

 

 

Канал имени Москвы по количеству земляных работ превосходит Беломорканал в 7 раз, а по количеству использованного бетона — в 8 раз. Этот сложный гидротехнический комплекс включает в себя около 240 сооружений. Самые крупные — 9 гидроэлектростанций, 11 шлюзов, 5 насосных станций и множество других объектов. Северный морской вокзал в Москве до сих пор остается одним из самых интересных сооружений города.

Фауна Канала имени Москвы - утка

Конечно же такой масштабный проект не мог не затронуть экосистему края. Из-за активного осушения болот в период с конца XIX в. по 1970-е гг. XX в. был разрушен баланс природного водоснабжения — реки то пересыхали, то обрушивали волну паводков на жителей близлежащих поселений. Канал имени Москвы, с его спутниками-водохранилищами, кроме всего прочего был призван заменить исчезнувшие естественные водохранилища искусственными.

                                                            Водохранилища Канала им. Москвы

Водохранилища – Иваньковское, Химкинское, Клязьминское (Пироговское), Пяловское, Учинское, Пестовское, Икшинское, Яхромское, - построенные на базе подпора рек Волги, Икши, Вязи, Кокотки, Учи, Яхромы, Клязьмы, представляют единую связанную каналом водную систему. Особняком от нее стоят отделенные плотиной Учинское и Яхромское водохранилища.
                                                              Иваньковское водохранилище

Московским морем чаще всего называют Иваньковское водохранилище, образованное подпором реки Волги плотиной ГЭС у деревни Иваньково Калининской (Тверской) области.

Заполнение водохранилища началось 23 марта 1937 года.

Иваньковское водохранилище является головным сооружением канала имени Москвы и источником его питания. Около 30% стока воды поступает в канал, а 70% - в Угличское водохранилище. Площадь водохранилища составляет 32700 га. Разлив по пойме Волги простирается на 80 км (до устья реки Шоши), а по реке Шоше - на 30 км. Наибольшая его ширина - 12 км.
По форме водохранилище разделяется на три плеса: Волжский - от Твери до города Конаково, Шошинский - образованный разливом подпруженной реки Шоши (правого притока Волги), от города Тургиново до устья этой реки, Иваньковский - от города Конаково до Иваньковской плотины.
На просторах Московского моря насчитывается 291 остров, из них 8 имеют площадь от 150 до 750 га. Большая часть островов заболочена и поросла лесом.
Длина береговой линии водохранилища составляет 520 км. Оно является самым большим водоемом вблизи столицы. Сами берега Московского моря отлогие, низменные, с преобладанием галечных, глинистых, илистых и торфяных почв, поросшие лесом, в основном хвойным. На водосборе почвы подзолистые и болотные, растительность представлена смешанным и хвойным лесом, луговыми и болотными травами, сфагновыми мхами.
Ложе водохранилища волнистое. Средняя глубина 3-4 м, максимальная в русле у плотины-19 м. Период вскрытия водохранилища - 16 апреля, замерзания - 16 ноября.
Вода Иваньковского водохранилища мягкая и бедна минеральными веществами, с большим количеством растворенных органических веществ растительного происхождения, что придает воде желто-бурую окраску. Уровень воды с мая по декабрь постоянный, а за зиму снижается на 5,5 м. К концу зимы остается не более одной четверти начальной площади водохранилища.
Водохранилище наполняется главным образом в весенний период при прохождении паводка.
Излишняя вода, сбрасываемая в нижний бьеф Иваньковской плотины, используется также на гидростанции для получения гидроэнергии.
На восточной оконечности водохранилища у входа в аванпорт волжского 1-го шлюза возвышается гранитная статуя В. И. Ленина (скульптор С. Д. Меркуров).

Напротив неё раньше стоял и не менее величественная фигура И.В. Сталина.

   В шестидесятых годах по распоряжению Н.С. Хрущёва памятник был взорван, сохранилась лишь бетонная площадка, окружавшая постамент.    

Сохранившаяся фигура В.И. Ленина является одним из самых больших его изображений в мире.
                                                               Клязьминское водохранилище
Клязьминское водохранилище - рекообразного типа. Длина его 25 км, ширина 1 км. Площадь 1584 га. Разлив по пойме невелик. Через весь водоем проходит русло реки Клязьмы. Правый берег его крутой, левый отлогий. По берегам сосновые и смешанные леса, кустарник. Средняя глубина водохранилища 6 м, наибольшая - 18 м. Грунты песчаные, суглинистые, заиленные. Дно сильно закоряжено.
                                                              Пироговское водохранилище
Так называют часть Клязьминского водохранилища, от плотины и до канала имени Москвы протяжённостью около 10 км и шириной местами более километра. Глубина у плотины 18 м, у деревни Сорокино и насосной станции до 20 м, по руслу реки Клязьмы – 11 м.
Водохранилище имеет несколько заливов: у плотины, у пансионата, разветвляющийся на два рукава, у деревни Терпигорево, у западной стороны пансионата, западнее деревни Сорокино у кладбища, у бухты Радости и последний - западнее насосной станции, против здания спецпансионата.
                                                              Пяловское водохранилище
Пяловское водохранилище образовано на реке Уче. По берегам его расположены деревни Аксаково, Юрьево, Витенево, Пруссы, Никульское, Степаньково, пристани Аксаково, Солнечная Поляна. Длина водохранилища от деревни Аксаково до Пяловской плотины 7 км, длина по каналу - 3,6 км. Максимальная ширина достигает 0,7 км. Площадь 627 га.
Северный берег Пяловского водоема низкий, пологий, большей частью лесистый, вдоль плотины - заболоченный, поросший камышом. Южный берег пологий, лесистый, только у деревни Пруссы он становится крутым и безлесным.
Средняя глубина водоема около 4 м, максимальная - 12 м. Дно водохранилища суглинистое, местами песчаное, заиленое.
                                                            Пестовское водохранилище
Пестовское водохранилище образовалось при сооружении канала имени Москвы. Плотина, построенная на реке Вязь, затопила ее пойму и притоки рек Черной и Кокотки. Образовавшийся водоем соединили с Учинским водохранилищем судоходным каналом, протяжением 3 км. Начинается он от деревни Пестово.
Длина водохранилища 7 км, ширина от деревни Подольниха до Хвойного Бора - 1,2 км. Площадь 1136 га.
Основной плес Пестовского водоема проходит от плотины в северо-западном направлении, вначале по реке Вязь, затем от канала по пойме реки Черная и тянется до судоходного шлюза, расположенного недалеко от станции Трудовая Савеловской железной дороги. По середине плеса проходит главный фарватер, по которому движется водный транспорт с Волги в Москву и обратно.
От канала на северо-восток уходят два судоходных залива. Один по пойме реки Вязь до деревни Тишково - Тишковский, а второй по руслу Кокотки, на западном берегу которой находится деревня Михалево,- Михалевский залив. По середине их проходит фарватер для движения местного водного транспорта, с пристанями у деревень Тишково и Михалево.
Ближе к северному берегу водоема, против канала, возвышаются два лесных острова, а на противоположной стороне раскинулась бухта Большая заводь. Вблизи плотины на южном берегу стоит дом отдыха.
Северо-западнее канала, в 2,5 км, расположились деревни Румянцеве и Подольниха, а севернее ее, на другом берегу, деревня Долгиниха. За островами по северному берегу тянется большой лесной массив - Хвойный бор. Здесь москвичи любят собирать ягоды и грибы, которые в этих местах в изобилии.
От деревни Драчево до деревень Румянцево и Канаиха берег низкий, заболоченный, поросший камышом, от Румянцево до плотины - низкий, незаросший. Берег водохранилища у впадающих в него рек Вязи и Кокотки высокий, обрывистый, песчаный.
Рельеф дна и глубины водоема разнообразны. В руслах рек они достигают 10-12 м, на плесах не превышают 5-7 м, а прибрежная часть совсем мелководная. Грунты в водохранилище торфянистые, песчаные и суглинистые, заиленные. Основная часть ложа сильно закоряжена.
Уровень воды во все времена года изменяется незначительно, что благоприятно сказывается на жизни самых разнообразных рыб.
                                                                Учинское водохранилище
В стороне от судового хода, восточнее Пяловского водохранилища, отделенное от него земляной плотиной, в долине Учи широко разлилось Учинское, или Акуловское, водохранилище, самое обширное в системе канала - его площадь - 20 кв. км и емкость - около 140 млн. куб. м.
Его северо-западный рукав такой же плотиной отделен от Пестовского водохранилища, лежащего далее на трассе канала. Пяловская и Пестовская плотины оборудованы фильтрующими сооружениями, благодаря которым в Учинское отстойное водохранилище поступает вода, очищенная от загрязнения. У Пяловской плотины, несколько западнее города Пушкино, берет начало большой водопровод, по которому волжская вода поступает в водопроводную сеть Москвы. Учинское водохранилище является водоохранной зоной.

В районе города Пушкино находятся также две небольшие гидроэлектростанции, использующие падение избыточной волжской воды, сбрасываемой в русло Учи.

Сам канал изобилует рыбой (язь, окунь, лещ, плотва и пр.) и на нем часто проходят рыболовные соревнования. Растительный мир у канала типичен для умеренно континентального климата — привычные нам деревья, кусты и травы во многих местах зеленой стеной возвышаются на водой, делая круизы по каналу очень уютными. Животный мир поблизости канала разнообразен. Бобры, ондатры, норки, тритоны, ужи, лягушки, дикие утки, совы и вороны — отдых на канале может принести массу интересных впечатлений от встреч с представителями фауны Подмосковья.

Баржа в 9 шлюзе, Канал имени Москвы

Шлюзование в 9 шлюзе, Канал имени Москвы

Общий вид на 10 шлюз

Шлюзование парохода в канале

Отдельного отступления заслуживает описание роли канала в обороне столицы Советского Союза во время Великой Отечественной. Зимой 1941 года, когда войска нацистской Германии почти окружили Москву, канал использовали чтобы остановить оккупантов. Благодаря интенсивному водосбросу были разрушены «ледяные дороги» водохранилищ и рек — немцам был отрезан путь на Москву со стороны Калинина. Кроме того, были затоплены поймы рек Яхромы и Сестры, чего немецкое командование явно не ожидало. Таким образом мирный канал имени Москвы послужил своей стране ещё и в обороне. Хотя из-за этих вынужденных мер многие строения были разрушены, канал к средине 1942 года был восстановлен для судоходства.

Несмотря на проблемы с водоснабжением, канал изначально строился как важный речной путь для грузовых, прогулочных и круизных судов. Судоходная ширина канала составляет 55 метров, гарантированная глубина — 4 метра. Таким образом, осадка судна для плавания не должна превышать 3,6 метра, а высота — 13,3 метра. То есть парусные символы России —  парусник Седов (осадка в грузу 7,52 метра), Штандартфрегат Палладабарк Крузенштерн (осадка 6,2 метра) попасть в окрестности Москвы не смогут: и глубина не позволит и, естественно, высота. Ограничения по скорости тоже любопытны. Так для грузовых судов и составов грузоподъемностью более 3000 тонн максимальная скорость составляет 5,5 узлов (10 км/час), менее 3000 тонн — 6,5 узлов (12 км/час). Пассажирские суда передвигаются со скоростью 6,5 узлов, а если их длинна меньше 30 метров — 8 узлов (15 км/час). При судоходстве по каналу имени Москвы правилами запрещено хождение парусных и гребных судов на искусственных участках канала. Зато для таких судов открыты водохранилища (Клязьминское, Пироговское, Пестовское, Химкинское), режим движения в которых регулируется дополнительно.

Теплоход Илья Репин проходящий по Каналу им. Москвы

Пароход Иосиф Сталин, построен в честь открытия Канала имени Москвы

Наглядный агитплакат - рост посещаемости канала Москвы-Волга

К открытию канала на заводе «Красное Сормово» были построены целые серии судов:

 Четыре крупных 300-местных теплохода (головное судно — «Иосиф Сталин») водоизмещением 560 тонн;

 Шесть 300-местных парохода пригородного назначения;

        Шесть 150-местных катеров для пассажирского сообщения в черте Москвы. 

Публикация в газете Правда посвященная каналу им. Москвы

Противолодочный корабль на параде 1955 года

Индустриальный пейзаж, Коломенский-801

Позже флотилия канала постоянно пополнялась пассажирскими судами, которые пользовались популярностью из-за отсутствия электрички. В 2005 году были упразднены рейсы дальнего плавания (Москва — Астрахань, Москва — Ростов-на-Дону), которые существовали с советского времени и проходили через канал. А с 2006 года прекратилось пассажирское сообщение, обслуживаемое судами на подводных крыльях типа «Ракета».

Зато теперь их можно встретить на прогулочных маршрутах. Грузовые суда ходят только с насыпными грузами (песок, щебень). Сегодня в планах российского правительства повысить объем грузоперевозок по Москве-реке вдвое. Естественно, определенная нагрузка ляжет и на канал имени Москвы.

Подобные проекты истинный пример человеческого гения. И, конечно, знать о них необходимо ради тысяч инженеров и строителей, которые своим трудом доказали, что человек может претендовать если не на статус хозяина Земли, то на её охранника и опекуна, о чем сейчас так важно задуматься.